По прописке, но не всегда. Объясняем, как теперь дети будут попадать в гимназии

Заместитель министра образования Беларуси Раиса СИДОРЕНКО Фото:

В школах будут создаваться классы с повышенным уровнем изучения предметов. Родители детей, которые готовились поступать в гимназию, могут обратиться к администрации школы с просьбой организовать класс с повышенным уровнем изучения предмета. После изучения направления, которое интересует родителей, возможностей школы будет принято решение об открытии таких классов. Дети смогут продолжить обучение в школе своего микрорайона в классе с повышенным уровнем изучения отдельных предметов. Минобразования закладывает в правовые документы нормы о том, что в 10-11-м классах обучение будет проходить только на повышенном уровне. То есть после 9-го класса будет проводиться независимый экзамен, на основании которого будут отбирать учащихся в 10-й класс.

В обычных школах будут существовать и базовые классы, и, возможно, классы с повышенным уровнем изучения предметов, если такая потребность возникнет. Ребята, которые сегодня обучаются в гимназии достаточно далеко от дома, смогут продолжить обучение в школе своего микрорайона. Если в этой школе откроется класс с повышенным уровнем изучения предмета, отпадет необходимость ездить в гимназию. В этом случае в гимназии освободится место, на которое сможет претендовать любой учащийся из соответствующего микрорайона. Дети, которые сейчас учатся в 9-м классе гимназии, как и все остальные ученики школ, сдадут выпускной экзамен после окончания базовой школы. Далее они просто продолжат здесь обучение.

Начальная школа

В каждой гимназии Беларуси появится начальная школа. Сегодня в республике 28 гимназий, у которых нет начальной школы. Они формировались только на основании вступительных экзаменов в 5-й класс. В проекте Кодекса об образовании, который сейчас готовится, заложена норма о том, что гимназии функционируют с 1-го по 11-й класс. То есть предусмотрено, что в любой гимназии должна быть начальная школа.

Дополнительные часы

Гимназии смогут выделять дополнительные часы не только на иностранный язык, но и на другие предметы. Учебные программы в гимназиях и обычных школах абсолютно одинаковы, и никаких особых программ для гимназий с 2008 года нет. Единственное - в гимназиях два дополнительных часа выделены на изучение иностранного языка. Это новые программы, по ним работают уже 5-й, 6-й, 7-й классы. «Мы предлагаем эти два часа освободить от привязки к одному иностранному языку. То есть два часа останутся, но гимназия сама сможет определять, на какие предметы их дополнительно выделить. Это может быть иностранный язык, математика, физика с 8-го класса, а также любой предмет по выбору учреждения образования с учетом пожеланий родителей и самих учащихся», - сказала заместитель министра образования. Эти два дополнительных часа можно использовать в учреждениях общего среднего образования всех видов, то есть в любой школе. В связи с этим Раиса Сидоренко привела статистику: в республике сегодня 215 гимназий, из них только три являются гимназиями-интернатами. То есть только в трех таких учреждениях образования дети из сельской местности могут получать гимназическое образование, проживая в общежитии. Все остальные ученики 5-9-го классов лишены возможности дополнительного изучения учебных предметов, того же иностранного языка (разве что за счет факультативных занятий). Указ позволит организовать такое обучение на повышенном уровне в любой сельской школе, если для этого есть кадры, желание, мотивация у учащихся и их родителей.

По месту регистрации?

При приеме в гимназии не будет жесткой территориальной привязки. «Сегодня детей принимают в 1-й класс по месту проживания родителей. Хочу подчеркнуть, что это в основном действующий принцип. Мы понимаем, что очень жестко требовать этого от всех учреждений образования не стоит хотя бы по одной причине: у нас не так много гимназий с изучением предметов на белорусском языке. В такие гимназии приезжают учащиеся со всего города», - сказала Раиса Сидоренко. В случае жесткой территориальной привязки возникнет вопрос о существовании такой гимназии. «Таких ограничений, конечно, не будет. Мы максимально заинтересованы в том, чтобы сохранить наши белорусскоязычные учреждения образования», - отметила замминистра.

Подготовила Ольга ИВАШКО

Гимназии в Беларуси закрывать не будут, но экзамены для поступления туда после четвертого класса отменят. Об этом TUT.BY сообщили в Министерстве образования. В гимназии дети будут попадать по территориальному признаку, то есть по прописке. Более того, вплоть до старшей школы в гимназиях и школах будет одинаковая программа.

Фото носит иллюстративный характер. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

В Министерстве образования TUT.BY прокомментировали слухи о том, что гимназии будут закрываться. Вчера на этот счет писательница Евгения Пастернак выступила с открытым письмом в адрес министра образования Игоря Карпенко .

— Гимназии закрываться не будут, они останутся как учреждения образования, — сообщила пресс-секретарь Министерства образования Людмила Высоцкая . — Но отменяем экзамены после четвертого класса. Вступительных экзаменов в пятый класс не будет. Пусть люди не тратят деньги и не готовятся. Даже сейчас Василий Иванович Жарко (вице-премьер Беларуси. — Прим. TUT.BY) сказал: скажите всем, что никаких экзаменов после 4-го класса не будет, дети должны иметь одинаковый доступ к получению образования.

В Министерстве образования добавляют, что поступать в гимназии учащиеся будут по территориальному признаку, то есть по прописке.

— А если человек не прописан рядом с гимназией, то как ему туда попасть?

— А зачем «попадать» в гимназию, если в школах и гимназиях будет одинаковая программа?

В Минобразования отмечают, что от обычных школ гимназии будут отличаться программой после девятого класса. После него же будет и профильное образование.

— После девятого класса будет независимый экзамен, и вот тогда уже будет поступление или в гимназию, или дальше, — отмечают в министерстве. — Допустим, я из другой школы и хочу поступить в гимназию. Будут поступать туда не после четвертого класса, а после девятого. Чтобы дети сами мотивированно выбирали себе ту программу обучения, которая им интересна. После девятого — или гимназия, или школа базовая, или профтехучилище. Это уже, считай, взрослый человек, который сам может определиться.

Впрочем, говорит Людмила Высоцкая, вопрос, когда именно будут сдавать экзамены в гимназию, еще решается.

— Может, и после восьмого класса. Тут надо посмотреть, чтобы была подготовка.

В Минобразования отмечают, что министр по поводу гимназий уже принял решение, а вопрос отмены экзаменов после четвертого класса сейчас решают на законодательном уровне.

В министерстве отмечают, что учебные планы школ и гимназий уже сейчас имеют минимальные различия:

— В чем различия учебного плана на 2017−2018 учебные годы в гимназиях и школах? В гимназиях на изучение иностранного языка в 5−9-х классах выделяется пять часов против трех часов в школах. И по математике в 8-х и 9-х классах — 5 часов против 4 часов в школах.

Людмила Высоцкая отмечает:

— Сегодня у многих родителей есть заблуждение, что в гимназиях что-то изучается на повышенном уровне по сравнению с обычными школами. Различия минимальные. А хороший коллектив преподавателей сегодня может быть и в обычных школах. А то сегодня мы из гимназий делаем какую-то элиту. Мы хоть и говорим, что все прозрачно при поступлениях в пятый класс в гимназии, но сегодня возможность коррупции никто не отменял. И если слабый ребенок поступает в гимназию, то потом на фоне сильных детей он слишком уж выделяется. Да, в гимназиях есть профильные классы, где идет углубленное обучение, но они же сейчас есть и в обычных школах.

Напомним, что в начале октября этого года вице-премьер Василий Жарко о возможной отмене вступительных экзаменов в гимназии после четвертых классов.

— Сегодня дети, поступающие после четвертого класса в гимназии, получают стресс и не понимают, зачем им это надо. Я считаю, что дети должны иметь равные условия для получения образования, — заявил он.

Ранее с таким предложением Игорь Карпенко. Это озвучили на Республиканском педсовете еще в августе 2017 года.

Гимназии в Беларуси закрывать не будут, но экзамены для поступления туда после четвертого класса отменят. В гимназии дети будут попадать по территориальному признаку, то есть по прописке. Более того, вплоть до старшей школы в гимназиях и школах будет одинаковая программа.

В Министерстве образования прокомментировали слухи о том, что гимназии будут закрываться. Вчера на этот счет писательница Евгения Пастернак выступила с открытым письмом в адрес министра образования Игоря Карпенко.

- Гимназии закрываться не будут, они останутся как учреждения образования, - сообщила пресс-секретарь Министерства образования Людмила Высоцкая, пишет TUT.BY - Но отменяем экзамены после четвертого класса. Вступительных экзаменов в пятый класс не будет. Пусть люди не тратят деньги и не готовятся. Даже сейчас Василий Иванович Жарко (вице-премьер Беларуси) сказал: скажите всем, что никаких экзаменов после 4-го класса не будет, дети должны иметь одинаковый доступ к получению образования.

В Министерстве образования добавляют, что поступать в гимназии учащиеся будут по территориальному признаку, то есть по прописке.

- А если человек не прописан рядом с гимназией, то как ему туда попасть?

- А зачем «попадать» в гимназию, если в школах и гимназиях будет одинаковая программа?

В Минобразования отмечают, что от обычных школ гимназии будут отличаться программой после девятого класса. После него же будет и профильное образование.

- После девятого класса будет независимый экзамен, и вот тогда уже будет поступление или в гимназию, или дальше, - отмечают в министерстве. - Допустим, я из другой школы и хочу поступить в гимназию. Будут поступать туда не после четвертого класса, а после девятого. Чтобы дети сами мотивированно выбирали себе ту программу обучения, которая им интересна. После девятого - или гимназия, или школа базовая, или профтехучилище. Это уже, считай, взрослый человек, который сам может определиться.

Впрочем, говорит Людмила Высоцкая, вопрос, когда именно будут сдавать экзамены в гимназию, еще решается.

- Может, и после восьмого класса. Тут надо посмотреть, чтобы была подготовка.

В Минобразования отмечают, что министр по поводу гимназий уже принял решение, а вопрос отмены экзаменов после четвертого класса сейчас решают на законодательном уровне. В министерстве отмечают, что учебные планы школ и гимназий уже сейчас имеют минимальные различия:

- В чем различия учебного плана на 2017−2018 учебные годы в гимназиях и школах? В гимназиях на изучение иностранного языка в 5−9-х классах выделяется пять часов против трех часов в школах. И по математике в 8-х и 9-х классах - 5 часов против 4 часов в школах.

Людмила Высоцкая отмечает:

- Сегодня у многих родителей есть заблуждение, что в гимназиях что-то изучается на повышенном уровне по сравнению с обычными школами. Различия минимальные. А хороший коллектив преподавателей сегодня может быть и в обычных школах. А то сегодня мы из гимназий делаем какую-то элиту. Мы хоть и говорим, что все прозрачно при поступлениях в пятый класс в гимназии, но сегодня возможность коррупции никто не отменял. И если слабый ребенок поступает в гимназию, то потом на фоне сильных детей он слишком уж выделяется. Да, в гимназиях есть профильные классы, где идет углубленное обучение, но они же сейчас есть и в обычных школах.

Напомним, что в начале октября этого года вице-премьер Василий Жарко высказывался о возможной отмене вступительных экзаменов в гимназии после четвертых классов.

- Сегодня дети, поступающие после четвертого класса в гимназии, получают стресс и не понимают, зачем им это надо. Я считаю, что дети должны иметь равные условия для получения образования, - заявил он.

Ранее с таким предложением выступил министр образования Игорь Карпенко. Это озвучили на Республиканском педсовете еще в августе 2017 года.

Вот, приехали! В новом году сроки экзаменационного поступления в гимназии отодвинули с четвертого на девятый класс. И вот, не к ночи будет сказано, вечером 25 января указ № 30 «О приеме в учреждения общего среднего образования и обучении в них» был подписан президентом. С инициативой выступил еще накануне учебного года министр образования Игорь Карпенко.

Брестская гимназия № 6. Фото Николая Чеберкуса (из архива)

Свои доводы порталу tut.by он аргументировал так:

Стоит гимназия в микрорайоне, дети пришли в первый класс, отучились 4 года, в результате ученик сдал все экзамены на «9» и не поступил в пятый класс. Что делать с этим ребенком? Родители приходят и говорят: «Так что мне теперь, его возить за три квартала?». Согласитесь, если это произойдет после 9-го класса, то не составит труда ребенку сесть в автобус и поехать в школу.

«Здравствуйте, товарищ министр!»

В августе реплика показалась очередной инициативой, которую проводят через СМИ для проверки общественного мнения. Но во второй четверти стали появляться конкретные даты. Дескать, экзамены в гимназии после четвертого класса отменят уже в следующем учебном году. Министр не стал акцентировать внимание на том, что начальная школа в некоторых гимназиях - вынужденная мера. В Бресте, где это было возможно, начальное звено вывели из-под гимназического крыла. В 1-й ее нет, во 2-й рядом работает начальная школа № 36, в 6-й остался один четвертый класс. Начальную школу постепенно вывели в открытый несколько лет назад рядом комплекс «детский сад - начальная школа». Аргумент про «три квартала» также не выдерживает критики. Время мобильное, семьи постоянно переезжают, а школу для ребенка сохраняют. В нашем Юго-Западном микрорайоне часть юных жителей вообще вынуждены ездить учиться за реку - в родном микрорайоне школы нет.

Родители учащихся брестских гимназий не ждали окончательных решений и написали коллективное обращение в министерство. Перед новым годом в стенах первой гимназии встретились представители Министерства образования, городского управления образования с родителями и педагогами.

От каждой гимназии было по 4-5 человек, - рассказывает один из присутствовавших родителей. - Заместитель начальника управления общего среднего образования министерства Ирина Каржова заверила нас, что окончательное решение еще не принято. Но при этом отметила, что мы пытаемся разделить детей на два сорта - умных и не очень. В свое время в СССР коммунисты, свою приверженность идеологии которых не скрывает и нынешний министр, боролись за то, чтобы не было богатых. Так может, правильней было бы бороться за то, чтобы не было бедных? Так и здесь - вместо того, чтобы уравнивать мотивированных детей и тех, кому надо просто получить общее образование, правильней было бы подтягивать слабых к сильным? Но, приравняв гимназии к школам, этого не достичь.

На встрече, которая длилась полтора часа, родители так и не получили конкретные ответы на свои вопросы. Но смогли донести позицию: учащиеся гимназий могут стать жертвами волюнтаристского мнения чиновников. И если в министерстве их не услышат, готовы противостоять дальше. Гимназии надеются сохранить свой статус и ведут набор на подготовительные курсы...

Или гимназия, или репетиторы

Все это не выдерживает критики, - высказала мнение мама гимназиста-шестиклассника Наталья Федорова. - Министерство говорит о том, чтобы всем дать равные условия для получения образования, но на самом деле еще больше разделяет детей по уровню развития. Ведь если посадить в один класс сильных учеников и тех, кто хуже усваивает учебную программу, то учителя начнут равняться на более слабых учеников, и одаренные дети будут страдать. Мой сын учился в гимназии с первого класса. После четвертого экзамены в пятый сдали почти все, ушли только четыре человека, но они на самом деле не тянули программу. Учебные планы при этом не отличались от тех, что существуют в общеобразовательной школе. Единственное, у нас изначально было больше иностранного языка, и сейчас сын может свободно изъясняться по-английски. Если гимназию уравняют с общеобразовательными школами, то нам ничего не останется, как уйти и оплачивать репетиторов. Мы живем в пригороде, график работы позволяет мне возить и забирать сына из города. Но я знаю, что не каждая семья детей нашего класса может позволить себе такую роскошь.

В недавнем прошлом преподаватель иностранного языка одной из брестских гимназий, а сейчас репетитор частного центра Нина Токарчук высказывается однозначно:

Это не в гимназии хотят отменить экзамены, а совсем отменить гимназии как явление. Все будут средними общеобразовательными школами. Мое мнение - это просто добьет систему. Станет не к чему стремиться тем «звездочкам», которые хотят и могут учиться. За 20 лет работы в системе образования я видела многое, точно знаю, что такое базовые классы обычной школы, что такое гимназии, а что такое специализированные школы и классы, где отбор, профильные классы. И я знаю, что никогда не будет уровень самого сильного ребенка из общеобразовательной школы таким же, как в гимназии или лицее. Потому что если из 30 ребят могут и хотят учиться 2-3, то учитель работать будет на остальных 27, хорошо, если середнячков, а вот когда сильных 25, тогда сразу совсем другой коленкор. Через 2-3 года учебы в гимназии они уже опережают общеобразовательные школы и по общему уровню развития, и по результатам. И не догонят дети за два года перед поступлением, когда вдруг мотивация просыпается, всех тех, которые учились изначально на результат.

Цифры скажут все

Министерство образования на какое-то время взяло паузу по вопросу гимназий. Но известный репетитор Евгений Ливянт в паре с детскими писателями Евгенией Пастернак и Андреем Жвалевским делают все, чтобы этот вопрос не замолчали. В январе на полках книжных магазинов появились традиционные сборники диктантов для четвертых классов. Раньше они издавались с припиской «для подготовки к поступлению в гимназии», теперь эту фразу вымарали. О чем это говорит?

В пользу гимназий лучше всего скажут результаты последней предметной олимпиады, областной этап которой проходил с 8 по 11 января.

По математике из 11 призеров учащихся 11 классов четверо учатся в гимназиях, пятеро в лицеях и только двое в школах. Среди десятиклассников семь гимназистов, два лицеиста и двое - учащиеся общеобразовательных школ. Среди восьмиклассников лицеистов нет, здесь 8 дипломов на области получили гимназисты, и только три - учащиеся школ. Расстановка сил по другим предметам примерно такая же.

Четкого аргумента в пользу того, чтобы фактически упразднить гимназии, у министерства нет. Волнения о том, чтобы пятиклашке было легче добираться до школы, - не забота министерства. Стрессы, которые могут спровоцировать экзамены, - также на совести родителей. В гимназиях нагрузка и требования в разы выше, поэтому ребенок должен быть не просто умным, но и устойчивым. А вот если мотивированным школьникам придется для подготовки нанимать репетиторов, то тут уже возникает соревнование толщины родительских кошельков. С социальной справедливостью такой расклад имеет мало общего.

Мнение

Евгения ПАСТЕРНАК, детский писатель, направила открытое письмо министру Игорю Карпенко:

«Игорь Васильевич, в чем социальная несправедливость гимназий? Гимназии бесплатны, поступить в них может каждый. Да, могут быть претензии к экзаменам, так с экзаменами и надо разбираться, усовершенствовать их, но гимназии - это единственное, что хоть как-то дифференцирует обучение в нашей стране. Более того, в гимназию можно перейти в любом классе. Не поступил в пятом - можно пробовать и в шестом, и в седьмом...»

В общеобразовательных школах положительно восприняли указ президента № 30 об отмене экзаменов в пятый класс гимназий. Об этом заявила 26 января на пресс-конференции в Минске заместитель министра образования Раиса Сидоренко.

Подписанным 25 января указом устанавливается, что набор в 5-е классы гимназий будет осуществляться без проведения вступительных испытаний. Все учащиеся, которые завершат обучение в 4-м классе гимназии, смогут продолжить обучение в 5-м классе этой же гимназии.

Одновременно в учреждениях общего среднего образования предусматривается возможность изучения отдельных предметов на повышенном уровне.

«В школах это решение принимается на ура, его ждали очень давно, - сказала Раиса Сидоренко. - Более того, когда мы ввели в школах повышенный уровень изучения некоторых предметов, поняли, что нужно спуститься ниже, на уровень 8-9-го класса и там начинать эту профильную подготовку».

Сидоренко пояснила, что с 2008 года программа общеобразовательных школ и гимназий ничем, кроме дополнительных двух часов изучения иностранных языков, не отличается. Теперь же и школам дается возможность ввести эти дополнительные два часа для изучения любого, по выбору самой школы, предмета.

Отвечая на вопрос БелаПАН , замминистра подчеркнула, что учителя не начнут бежать из классов с повышенным уровнем изучения предметов.

«У нас есть огромное количество учителей-методистов, учителей с высшей категорией, и оно растет. Как раз у наших учителей здоровые профессиональные амбиции, и мы уверены, что новая возможность (вести некоторые предметы на повышенном уровне. - БелаПАН ) как раз обрадует учителей», - сказала она.

Раиса Сидоренко считает, что «профессионализма учителя должно хватить для того, чтобы работать в каждом классе».

В то же время в гимназиях к нововведению по разным причинам относятся неоднозначно, отметила замминистра.

«Педагоги в гимназиях сейчас работают по четко налаженной схеме, а мы эту схему несколько изменяем, - пояснила она. - Да, в гимназиях останутся ребята, уровень которых и чуть ниже, и чуть выше. Это потребует от каждого педагога дополнительной работы над собой, над методической подготовкой, над подготовкой к каждому уроку».

Отвечая на вопрос о разнице в среднем балле у выпускников обычных школ и гимназий, Сидоренко обратила внимание на незначительность этой разницы.

«Например, в школе с базовым уровнем средний балл - 38, в школе с повышенным уровнем изучения отдельных предметов - 52, в гимназиях - 59», - сказала она, отметив, что с новыми правилами у всех школ появится возможность организовывать классы или группы с повышенным уровнем изучения какого-либо предмета.

Замминистра подчеркнула, что в Беларуси даже среди победителей международных олимпиад есть ученики обычных школ, «поэтому о том, что в школах детей готовят плохо, говорить некорректно». «Что касается гимназий, мы убеждены, что они смогут развиваться дальше не только по иностранным языкам, но и другим предметам», - сказала она.

Сидоренко подчеркнула, что решение об упразднении экзаменов после 4-го класса «не родилось сверху, а зрело уже давно».

«Этот указ направлен на развитие системы образования и повышение его качества, если все сработает , - уверила она. - На каком основании только 7% детей могут получать некое особое образование, а все остальные не могут? Это абсолютно правильный указ».