Должностная инструкция смотрителя музея. Должностная инструкция музейного смотрителя

Должностные обязанности. Осуществляет контроль за соблюдением посетителями правил поведения в музее, за целостностью и неприкосновенностью экспозиционного и выставочного оборудования, в котором находятся музейные предметы, за наличием в экспозиционном и выставочном зале музейных предметов, включенных в топографическую опись данного зала. При возникновении угрозы повреждения или кражи музейных предметов вызывает при помощи приданных технических средств представителей охраны музея, оперативно информирует руководство музея о случаях нарушения посетителями правил поведения в музее, создающих угрозу музейным экспонатам, о фактах обнаружения отсутствия музейного предмета (предметов) в экспозиционном или выставочном зале, об угрозе возгорания в зале, об иных нештатных ситуациях. Принимает участие в проводимых в музее инструктажах и учениях по пожарной безопасности.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности музейных фондов; порядок использования технических средств безопасности; правила поведения посетителей в музее; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации: среднее профессиональное образование (гуманитарное, культуры и искусства) без предъявления требований к стажу.
IV. Квалификационные характеристики должностей работников,

занятых в библиотеках
4.1. ДОЛЖНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Директор (генеральный директор, заведующий) библиотеки,

централизованной библиотечной системы

Должностные обязанности. Руководит научно-производственной, хозяйственной и финансово-экономической деятельностью библиотеки, централизованной библиотечной системы. Организует взаимодействие структурных подразделений библиотеки, направляет их деятельность на развитие и совершенствование работы библиотеки с учётом социально-культурных приоритетов и современного уровня развития библиотечного дела. Обеспечивает выполнение библиотекой обязательств перед федеральным (региональным, муниципальным) бюджетом, государственными внебюджетными социальными фондами, поставщиками, заказчиками, а также партнёрами по договорам. Обеспечивает соблюдение законности в деятельности библиотеки, использование правовых средств для финансового управления, укрепления договорной и финансовой дисциплины, повышение инвестиционной привлекательности библиотеки в целях её развития, регулирование трудовых отношений. Защищает имущественные интересы библиотеки в органах государственной власти и управления. Обеспечивает сочетание единоначалия и коллегиальности в управлении библиотекой. Принимает меры по обеспечению библиотеки квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, созданию благоприятных условий труда, соблюдению требований трудового законодательства. Обеспечивает на основе принципов социального партнерства выполнение коллективного договора, заключенного с трудовым коллективом библиотеки.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие научно-производственную, хозяйственную и финансово-экономическую деятельность библиотек; основы управления экономикой и финансами; методические и нормативные документы, касающиеся деятельности библиотек; профиль, специализацию и особенности структуры библиотеки; перспективы технического, экономического и социального развития отрасли культуры и библиотеки; виды современных информационных технологий; порядок разработки и заключения отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров и регулирования социально-трудовых отношений; теорию и практику менеджмента; психологию управления; устав библиотеки; порядок заключения и исполнения хозяйственных и финансовых договоров; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование (библиотечное, экономическое, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы на руководящих должностях в органах культуры, библиотеках не менее 5 лет.
Заведующий филиалом библиотеки,

централизованной библиотечной системы
Должностные обязанности . Осуществляет руководство филиалом библиотеки по библиотечно - информационному обслуживанию читателей. Организует разработку перспективных и текущих планов работы филиала библиотеки и контролирует их выполнение. Ведет учет деятельности филиала библиотеки. Обеспечивает работу по обслуживанию читателей, включающую в себя индивидуальные и массовые формы обслуживания, справочно - библиографическое обеспечение, функционирование межбиблиотечного и заочного абонементов. Принимает участие в комплектовании библиотечных фондов филиала библиотеки. Изучает передовой опыт организации работы отечественных и зарубежных библиотек, применяет этот опыт в практической работе. Осуществляет связь с другими библиотеками. Контролирует соблюдение работниками производственной и трудовой дисциплины, правил по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать : законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие развитие культуры; нормативные и методические документы по вопросам библиотечной работы; теорию и практику библиотечного дела; основы экономики и управления библиотечным делом; достижения отечественных и зарубежных библиотек; основы организации труда; технологию библиотечных процессов; правила, методы автоматизации и механизации библиотечных процессов; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации . Высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы на руководящих должностях в органах культуры, библиотеках не менее 3 лет или среднее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы не менее 5 лет.

Должностная инструкция музейного смотрителя [наименование организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями , раздела "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 30 марта 2011 г. N 251н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Музейный смотритель относится к категории служащих и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность музейного смотрителя принимается лицо, имеющее среднее профессиональное образование (гуманитарное, культуры и искусства), без предъявления требований к стажу.

1.3. Музейный смотритель назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

1.4. Музейный смотритель должен знать:

Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности музейных фондов;

Порядок использования технических средств безопасности;

Правила поведения посетителей в музее;

Основы законодательства о труде и охране труда Российской Федерации;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Правила и нормы техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

- [иные знания].

2. Должностные обязанности

Музейный смотритель:

2.1. Осуществляет контроль за соблюдением посетителями правил поведения в музее, за целостностью и неприкосновенностью экспозиционного и выставочного оборудования, в котором находятся музейные предметы, за наличием в экспозиционном и выставочном зале музейных предметов, включенных в топографическую опись данного зала.

2.2. При возникновении угрозы повреждения или кражи музейных предметов вызывает при помощи технических средств представителей охраны музея, оперативно информирует руководство музея о случаях нарушения посетителями правил поведения в музее, создающих угрозу музейным экспонатам, о фактах обнаружения отсутствия музейного предмета (предметов) в экспозиционном или выставочном зале, об угрозе возгорания в зале, об иных нештатных ситуациях.

2.3. Принимает участие в проводимых в музее инструктажах и учениях по пожарной безопасности.

2.4. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Музейный смотритель имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.4. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.5. Получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.6. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.7. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Музейный смотритель несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы [инициалы, фамилия, подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано: [должность, инициалы, фамилия, подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен: [инициалы, фамилия, подпись]

[число, месяц, год]

Валентина Чернова рассказывает о необычной профессии музейного смотрителя.

Музейный смотритель - странная профессия. В нее приходят либо после школы, чтобы позднее поступить в вуз, либо после ухода на пенсию. Эта профессия не требует специальных навыков. Сиди себе в зале, изредка говори: «Руками не трогать», - и наслаждайся красотой экспонатов. Однажды я слышала такую фразу: «Музейный служитель - это для женщин. Сидеть в светлоте, в красоте!». Сравнительно недавно был учрежден первый профессиональный праздник, обративший внимание общества в нашей стране к этой «незаметной» профессии.

Мне захотелось написать о них после того, как я увидела фотосерию американца Энди Фриберга о смотрительницах художественных музеев. Во время посещения российских музеев он обратил внимание на то, что сотрудницы, сидящие в залах, удивительным образом соответствуют картинам, даже дополняют их, становясь сами экспонатами. После беседы с ними он узнал: зачастую они сами выбирают зал, где бы им хотелось сидеть.

Всего в рамках проекта было сделано 36 снимков в четырех крупнейших музеях. Фотографии были оформлены в книгу под названием Guardians.

«Когда вы рассматриваете картины или скульптуры, то присутствие смотрительниц становится неотъемлемой частью вашего знакомства с художественными произведениями. Я считаю, что изучение этих женщин не менее интригующе, чем изучение самих произведений искусства» .

Дело в том, что в ряде европейских музеев существует государственная униформа, обезличивающая все. В Лувре работают лишь мужчины в форме, внешне похожие на железнодорожников. Отсюда ясен интерес Фриберга к нашим смотрителям.

Невольно вспомнились колоритные лица служительниц Куйбышевского художественного музея. Тогда в штате музея было чуть больше десяти человек. Кассир - он же гардеробщик, музейные смотрители (всего их было три, по одной на этаж) осуществляли уборку. Они знали всех художников, трепетно относились к вернисажам, словом, были членами музейного братства. На обеденный перерыв «научники» заменяли их, исполняя обязанности служителей.

Верхний ряд: Т.А. Петрова (зам.директора), В.И. Ващенко (старший научный сотрудник),
А.В. Краснов (завхоз). Ближний ряд: Е.А. Евсейчева (научный сотрудник),
А.Н. Горина (тетя Шура), Н.М. Горобец (шофер Митрофаныч),
В.А. Чернова и Е.Ф. Титова (научные сотрудники).

Вот легендарная Александра Никитична Горина , или «Шуренок», как ласково ее называли. После войны она вместе с мужем Сашей и двумя детьми жила в десятиметровой каморке в музее (под лестницей). Саша любил оперу и оперетту, совмещал работу в музее по развеске экспонатов с работой театрального монтировщика. Все время пел арии из любимых оперетт.

Сама тетя Шура тоже была отменная певунья. Во время ночной вахты вязала пуховые платки, а утром принималась за помывку окон. Мы, приходя на работу, всегда заставали ее жизнерадостно поющей.

В 1978 году из Москвы возвратился В. Пурыгин. В Союзе решили сделать его персональную выставку. Оказалось, рубашки приличной на нем не было. Тут же скинулись, отрядили посланца в магазин, а за час до вернисажа переодели. Тетя Шура приговаривала: «Ах! Валентин Захарович, да ты у нас - яблочко наливное, дуб мореный! Да ты у нас загляденье, не то что некоторые сморчки!»

Все время от нее слышались колоритные выраженьица и словечки. После смерти Саши она одна растила сыновей. На моей памяти она второй раз вышла замуж за музейного шофера Николая Митрофаныча Горобца . Военный водитель, в свое время брал Будапешт, как герой-победитель он был запечатлен в картине художника Ю. Андреева «Митрофаныч в Будапеште». Работа находится в собрании СОХМ.

Прасковья Васильевна Тюлькина в годы войны служила вахтенным матросом, вывозили на баржах раненых из Сталинграда. Сестры Филатовы детьми в годы войны работали на оборонных заводах. Стен еще не было, под ногами деревянный помост, чтобы ноги не зябли, а они, малолетки, стояли за станками, делали оружие для армии. И мы, живя рядом с ними, слушали их, осознавали свою причастность к этому героическому поколению…

А еще была глухая Нюрочка , она могла читать по губам. Маленькая, худенькая, с приветливым лицом. Имела чудесный дар - ускорять рост цветов. Их было изобилие на первом этаже, возле кассы и гардероба. Нюрочка всегда беседовала с ними, и они откликались на заботу.

Какие судьбы! Ефросинья Устиновна сидела на втором этаже. Всегда улыбчивое лицо было открыто зрителю. Во время репрессий ее отец-кузнец спас семью из 7-х детей. Накануне ареста и последующего «раскулачивания» он вечером предусмотрительно оставил свет в избе, а сам посадил всю семью на телегу и из Тульской области отправился в Нижегородскую. На изобильной лесами территории он устроился лесничим и обеспечил своим детям «счастливое безмятежное детство».

Особый флер музейного братства отличал все музеи СССР. Недавно мне попалась книга воспоминаний московского художника Алексея Хитагурова . В молодые годы он работал в Государственном историческом музее в Москве: «Вообще демократии в то застойное время было как-то побольше: дирекция ходила в тот же музейный буфет в подвале, ела тот же суп и котлеты, селедку с луком. Буфетчица Анна одним глазом смотрела на очередь, другим в чан с супом. В буфете продавалось пиво, можно было хватануть. На праздники в вестибюле музея накрывали столы, дружно гуляли. Из портфелей доставали кое-что покрепче».

Это послевоенное поколение смотрителей отличалось невероятным дружелюбием, открытостью. Когда приезжали гости из других музеев, пекли пироги. Вкуснее тети-Шуриных пирогов ничего не было. А Клавдия Ивановна Коротенко научила всех печь медовый торт. Замечательная хозяйка делилась опытом хозяйствования с молодыми женщинами. На еврейскую пасху мы ели мацу, на православную - угощались куличами.

Надолго запомнилась выставка Александра Павловича Васильева, театрального художника, действительного члена Академии художеств (отца Александра Васильева, историка моды). Накануне открытия, после работы, он попросил накрыть в вестибюле музея столы со всевозможной снедью. Специально для рабочих, смотрителей, вахтеров, всех незаметных зрителю тружеников музея. Так он благодарил за хорошую работу.

Второе поколение музейных служителей застойных лет пришло в музей в середине 80-х. Когда в штате появились люди по уборке залов, сменились качественно и смотрители. Они пришли после выхода на пенсию, музей - их вторая или даже третья профессия. Среди них были учителя, кандидаты наук, завлабораториями, медики, бухгалтеры, инженеры…

Елизавета Мироновна Штольман всю жизнь работала инженером по стеклу, а потом оказалась в музее, да еще в зале иконы. Она словно ребенок, впервые пришедший в школу, кинулась выяснять про Бога, Библию. Мы ее послали образоваться в синагогу, она стала задавать там неудобные вопросы и все никак не могла остановить любознательность, позднее стала читать книги А. Меня. Уехав в Израиль, она звонила мне оттуда по телефону и предлагала найти книги некоего питерского гуру. Приятно сознавать, что жизнь в музее пробудила ее от прозаической жизни.

Не в последнюю очередь эти смотрители сформировали репутацию музея, его облик в глазах общества. Равнодушные люди просто не смогли бы охранять шедевры. Поэтому смотрителями становятся, как правило, исключительно преданные своему делу, любящие музей люди.

С другой стороны, в музейные служители приходили и художники, творчески одаренные люди. И самое главное - это люди, неравнодушные к культурной и музейной жизни, испытывающие интерес к выставкам и другим событиям.

У нас даже привидение было из смотрителей. В зале китайского фарфора как-то появился смотритель из художников Анатолий Ш. - вежливый, тихий, периодически страдавший «горькой», болезнью российских интеллигентов. К сожалению, с ним случилось несчастье: он отравился каким-то напитком, наши служители отвезли его в больничку, навещали, но он умер.

В ночь, когда он умер в больнице, сотрудник ночной охраны пошел ночью в музее руки помыть и увидел Анатолия стоящим у окна. Охранника буквально пронизал ужас, он помчался к напарнику, тот пошел на осмотр залов и узрел, как Толя поднимался на третий этаж в залы Востока. Всю ночь охрана перезванивалась со своими, еле ночь переночевали. Оказывается, в городе существует несколько мест, где водятся привидения.

Когда я рано утром заступила на дежурство, один встревоженно мне сказал: «Вот вы идете на третий этаж, а, между прочим, он к вам туда направлялся». Я была спокойна, знала, что покойный в своем зале, на крыше витрины с фарфором, хранил в папочке свои художественные творения. Скорее всего, дух покойного беспокоился о дальнейшей судьбе произведений. Целый день продолжался полтергейст. То с антресолей с шумом упали рулоны бумаги, то полка в книжном шкафу соскочила с грохотом. На следующий день музей окропили крещенской водой, обошли с молитвой, отдали произведения близким людям, и призрак угомонился.

Это все происходило в ХХ веке. А недавно мне в Интернете попалась фотография с изображением музейного служителя в зале и комментом: «Мы их держим вместо мебели». Стало обидно за славную профессию. Надо просто вглядеться в нее.

Среди музейных служителей встречались и бывшие журналисты, и любители животных, и пишущие стихи, а один служитель, я знаю, дружит много лет с известной эстрадной звездой. Многие путешествуют, неизменно посещая музеи в других городах и странах. В деле охраны нашего национального достояния эти сотрудники стоят на переднем крае - от их профессионализма, внимания, бдительности зависит сохранность бесценных музейных экспонатов.

Валентина Чернова
Фото из архива автора

УТВЕРЖДАЮ:

________________________

[Наименование должности]

________________________

[Наименование организации]

________________/[Ф. И.О.]/

«____» ____________ 20__ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Техника-смотрителя здания

1. Общие положения

1.1. На должность техника-смотрителя назначается лицо, имеющее среднее специальное (техническое) образование с опытом работы в данной должности более 1 года;

1.2. Техник-смотритель назначается на должность и освобождается от нее приказом руководителя организации в установленном порядке.

1.3. Техник-смотритель здания относится к категории рабочих.

1.4. Главной задачей техника-смотрителя здания является обеспечение сохранности и правильности эксплуатации здания ТРЦ «Строитель».

1.5. Техник-смотритель здания подчиняется главному инженеру предприятия.

1.6. Техник-смотритель здания в своей деятельности руководствуется законодательством, настоящей должностной инструкцией , правилами внутреннего распорядка, регламентами организации, приказами и распоряжениями руководителя.

1.7. Техник-смотритель должен знать:

1.7.2. правила и нормы технической эксплуатации зданий;

1.7.3. положение о проведении планово-предупредительного ремонта зданий ;

1.7.4. основы экономики, организации производства, труда и управления; основы трудового законодательства;


2. Должностные обязанности техника-смотрителя здания

Техник-смотритель здания выполняет следующие обязанности:

2.1. обеспечивает сохранность и правильность технической эксплуатации здания ТРЦ «Строитель», санитарного содержания, своевременное и качественное обслуживание, текущий ремонт;

2.2. контролирует выполнение графика профилактических осмотров, планового и непредвиденного текущего ремонта;

2.3. производит внеочередные осмотры кровли , карнизов, балконов, галерей после ливней, больших снегопадов, сильных ветров и т. д.;

2.4. осуществляет контроль за уборкой территории, санитарным состоянием мусоропроводов, мусоросборников, своевременным вывозом бытового мусора, соблюдением правил противопожарной безопасности зданий, норм и правил техники безопасности при производстве текущего ремонта и технической эксплуатации здания;

2.5. составляет заявки на материалы по текущему ремонту, ведет журнал заявок необходимого ремонта.

3. Права техника-смотрителя здания

Техник-смотритель имеет право:

3.1. знакомиться с проектами решений руководства организации, касающихся его деятельности;

3.2. вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями;

3.3. сообщать непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках и вносить предложения по их устранению;

3.4. привлекать специалистов соответствующих структурных подразделений к выполнению возложенных на него функций в случаях, если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, в противном случае - с разрешения руководителя организации;

3.5. требовать от руководства организации оказания содействия в осуществлении своих должностных обязанностей и прав.

4.Ответственность техника-смотрителя здания

4.1. Работа техника-смотрителя оценивается по результатам надлежащего исполнения возложенных на него должностных обязанностей, регламентированных настоящей должностной инструкцией. При этом учитывается сложность выполняемых работником трудовых функций, степень самостоятельности при их выполнении, его ответственность за выполненную работу, инициативное и творческое отношение к работе, эффективность и качество труда, а также опыт практической деятельности, определяемый стажем работы по специальности, профессиональными знаниями и пр.

4.2. Техник-смотритель несет ответственность:

4.2.1. за ненадлежащее исполнение (неисполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством;

4.2.2. за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством;

4.2.3. за причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством;

4.2.4. за недобросовестное использование имущества и средств предприятия в собственных интересах или интересах, противоположных интересам учредителей, - в пределах, определенных гражданским, уголовным, административным законодательством.

5. Технику-смотрителю здания запрещается:


5.2. Использовать служебное положения и время в личных корыстных целях.

5.3. Не соблюдать нормы охраны труда, техники безопасности, правил санитарии, пожарной безопасности, электро безопасности, личной гигиены.

5.4. Халатно относиться к своим должностным обязанностям.

5.5. Сдавать отчетную документацию с нарушением установленных сроков.

5.6. Заниматься любой деятельностью не связанной с выполнением должностных обязанностей

5.7. Хищение имущества и товарно-материальных ценностей предприятия.

5.8. Грубое, нетактичное отношение и поведение с персоналом предприятия и с клиентами предприятия.

5.9. Передавать информацию о предприятии, о сотрудниках предприятия, клиентах третьим лицам.

5.10. Передавать руководителю заведомо ложную, искаженную, отчетную и другую информацию.

5.11. Выносить с территории предприятия документы, оборудование, служебные материалы.

5.12. Разговаривать и сообщать информацию (сплетничать) о человеке в его отсутствии.

5.13. Курить и распивать спиртные напитки на территории предприятия в рабочее время. Находиться на территории предприятия в нетрезвом виде и в состоянии наркотического опьянения.

6. Прочие положения по должностной инструкции техника-смотрителя

6.1. Данная инструкция может быть изменена или дополнена приказом руководителя компании.

6.2. Нарушение данной инструкции или дополнений к ней влечет за собой административное взыскание в соответствии с ТК РФ, вплоть до увольнения

С должностной инструкцией ознакомлен, экземпляр получил.

____________________________ /_____________/

"____" _________________ 201_ год

Всех специалистов, которые работают в музеях и галереях, принято называть общим термином – «музейный работник». Однако это достаточно широкое понятие, которое включает в себя множество разных специалистов:

    хранители архивов;

    научные сотрудники;

    методисты;

    экскурсоводы;

    экспозиционеры;

    музейные смотрители;

    художники;

    реставраторы;

    таксидермисты.

Обывателю довольно трудно разобраться, кто из них за что отвечает. К примеру, чем занимается музейный смотритель и в чем суть его работы?

У профессии музейного смотрителя достаточно много стереотипов. Чаще всего их представляют в виде женщины пенсионного или предпенсионного возраста, которая сидит на стуле в музейном зале и повышает голос, если кто-то пытается дотронуться до картины или скульптуры.

Доля правды в этом стереотипе, конечно, есть. Но на самом деле у музейного смотрителя гораздо больше обязанностей, чем следить за посетителями. В первую очередь он несет ответственность за сохранность музейных экспонатов, поэтому все чаще на эту работу нанимают мужчин с крепким телосложением, а вовсе не бабушек.

При этом сам музейный смотритель должен хорошо разбираться и в искусстве, и в людях. Иными словами, его работа с первого взгляда выявлять проблемных и подозрительных личностей, которые могут что-либо украсть или испортить дорогую картину.

Именно из-за невнимательности смотрителя могут случиться серьезные проблемы. Как это было в январе 2019 года в Третьяковской галерее, где вор просто-напросто вынес картину Архипа Куинджи «Ай Петри» прямо на глазах у изумленной публики.

В перечень ключевых обязанностей музейного смотрителя можно отнести следующее:

    наблюдение за представленной в музее экспозиции;

    отслеживание сохранности выставленных произведений искусства и нормам их содержания;

    контроль поведения посетителей;

    помощь при работе с различными экспозициями.

Осуществление этих обязанностей возможно, если смотритель музея имеет следующие знания:

    история музея;

    справочные данные по работе музея;

    специальная учетная документация.

При трудоустройстве любой смотритель музея подписывает трудовой договор, а также документ о материальной ответственности. Иными словами, за любую кражу и порчу имущества он будет расплачиваться из своего кармана. Если объект представляет культурную и историческую ценность, то может наступить и уголовная ответственность. Все это прописывается в должностной инструкции смотрителя музея.

Бытует мнение, что к музейному смотрителю нет особых требований и в связи с этим занимать данную должность может любой человек вне зависимости от уровня подготовки. Но на самом деле данный концепт на сегодняшний день не является актуальным и существует ряд требований, которым он должен соответствовать:

    образование в области искусства;

    хорошая память;

    знание человеческой психологии и особенностей поведения;

    навыки использования музейного оборудования;

    отсутствие медицинских противопоказаний.

Данная должность представлена исключительно в музеях и галереях, поэтому вариантов для трудоустройства у них крайне мало. Обычно в этих организациях специалистам предлагается сменный график, а работать необходимо в течении всего времени открытия музея.

Образовательного учреждения, которое бы предлагало подобное образование, на сегодняшний день не существует. Более того, долгое время в качестве музейных смотрителей брали людей без профильного образования. Знакомство с обязанностями и принципами работы музея или галереи происходило уже в процессе трудовой деятельности.

Сейчас, правда, требования к смотрителям постепенно меняются и требуются сотрудники с гуманитарным образованием:

    искусствоведение;

    культурология;

    архивное дело;

Особенно такая ситуация характерна для крупных столичных музеев и галерей.

В список необходимых для работы в данной области качеств можно отнести следующее:

    хорошая память;

    внимательность;

    ответственность;

    аккуратность;

    коммуникабельность;

    терпение;

    выносливость;

    стрессоустойчивость.

Представители данной профессии имеют весьма низкий уровень заработной платы, которая колеблется в районе от 10 000 до 15 000 рублей в месяц. Стоит также отметить, что этим сотрудникам музея также полагаются ежеквартальные премии, но они незначительно влияют на общую сумму.

График работы музейного смотрителя помогает совмещать данный род деятельности с учебой или иной работой. Поэтому чаще всего музейными смотрителями становятся люди пенсионного возраста, чтобы иметь дополнительный источник дохода, помимо пенсионных выплат.

К числу положительных моментов данной профессии следует отнести следующее:

    возможность работать с редкими и ценными экспонатами;

    участие в создании экспозиций;

    общение с посетителями музея.

  • низкий уровень заработной платы;
  • высокий уровень ответственности.