Или путем перечисления их на. Правила оформления списков (перечней)

Когда в предложении ставится двоеточие? Его обычно используют в или там, где присутствуют выраженные любой частью речи. В данной статье мы расскажем о том, когда ставится двоеточие. Итак, ниже приведем список правил, которые регламентируют постановку данного и конкретные примеры. Когда ставится двоеточие?

Правила русского языка

1. В том случае, если после слов автора в предложении идет прямая речь. Примеры:
Подойдя к прилавку, Алексей сказал: «Дайте мне, пожалуйста, пакет молока».
Я подумал: «А стоит ли ему доверять?»
Если в предложении не используется прямая речь и присутствует косвенная (например "Я подумал, что неплохо было бы прийти вовремя" ), то двоеточие не употребляется. Вместо него используются союзы и запятые.
2. Двоеточие ставится в том случае, если два предложения объединены в одно без помощи союзов, а вторая часть раскрывает смысл слов первой. Пример:
Мы наконец-то спустились с горы и осмотрелись: перед нами было чистейшее озеро.
Двое охранников увидели: воры все-таки сбежали.

3. Двоеточие ставится также, если предложение состоит из нескольких частей (составное). При этом возможны две ситуации:
. Вторая часть предложения раскрывает смысл первой. Пример:

Елена оказалась права: единственным человеком, который мог его остановить, был его отец.

Иван ему не доверял: боялся, что Семен снова его обманет.

Во второй части описана причина. Пример:
Я не просто так тебе не доверяла: ты всегда молчал и был крайне холоден.

4. Когда ставится двоеточие? В предложении после и перед перечислением чего-либо, которым оно заканчивается. Пример:
В этом доме проживали все его родственники: мама, отец, тетя, бабушка и теща. У нее в квартире было так чисто, что, казалось, блестело все: и посуда, и зеркала, и даже пол. В этом лесу водятся хищники: волки, лисы и медведи.
5. Двоеточие ставится в предложении, если идет перечисление чего-либо, но нет обобщающего слова. Пример:
Из сумки торчали: кошелек, документы, расческа и паспорт.
Из квартиры вышли: женщина, мужчина и ребенок.

6. Двоеточие ставится в случае перечисления чего-либо, присутствия обобщающего слова или следующих слов: «как то», «например», «а именно». Примеры:

У него было много планов на ближайшее время, например: купить компьютер, съездить отдохнуть и жениться.

Евгения интересовали сведения о городе Астрахани, а именно: когда он был основан, сколько жителей в нем проживает и какие там есть достопримечательности.

Другие случаи

В каких случаях ставится двоеточие еще?
. В математике в качестве знака деления. Пример: 6:3=2.
. В информационных технологиях при обозначении компьютерных дисков. Пример: D: R: и так далее.
Теперь вы знаете, когда ставится двоеточие, и можете смело этим пользоваться. Часто по неграмотности или из-за невнимательности вместо данного знака препинания может был использован знак «тире». Это является недопустимым нарушением А в математике знак деления может обозначаться несколькими вариантами: 6/3=2 или 6:3=2.

В научных текстах часто встречаются перечисления (перечни). Используя перечисление, обращайте внимание на грамматическое и пунктуационное оформление.

8.1. Грамматическое оформление перечислений

Правило

Пример верного грамматического оформления

Пример неверного грамматического оформления

Все элементы перечисления должны быть грамматически подчинены фразе, которая предшествует перечислению

Скорость работы диска характеризуется двумя показателями:

временем доступа к данным на диске;

скоростью чтения и записи данных на диск.

Скорость работы диска характеризуется двумя показателями (Т.п.):

время (И.п.) доступа к данным на диске;

скорость (И.п.) чтения и записи данных на диск.

Основную вводную фразу нельзя обрывать на предлогах и союзах

Основой научной теории Адама Смита было стремление взглянуть на человека с трех сторон:

    с позиций морали и нравственности;

    с позиций гражданских и государственных;

    с позиций экономических.

Основой научной теории Адама Смита было стремление взглянуть на человека с:

    позиций морали и нравственности;

    позиций гражданских и государственных;

    позиций экономических.

8.2. Пунктуационное оформление перечислений

Из чего состоит перечисление

Как оформляется перечисление

Схема

Отдельные слова (или небольшие фразы без знаков препинания)

Элементы перечисления пишутся в подбор с остальным текстом и отделяются друг от друга запятой

Текст: 1) первое слово, 2) второе слово, 3) третье слово.

Развернутые словосочетания со своими знаками препинания

Элементы перечисления пишутся с новой строки и отделяются друг от друга точкой с запятой; после цифр и литер, которыми обозначаются элементы перечисления, ставится круглая скобка

    первое развернутое словосочетание;

    второе развернутое словосочетание;

    третье развернутое словосочетание.

Законченные фразы

Элементы перечисления пишутся с абзацными отступами, начинаются с прописных букв и отделяются друг от друга точкой; после цифр или литер, которыми обозначены элементы перечисления, ставится точка

    Первая фраза.

    Вторая фраза.

    Третья фраза.

9. Правила библиографического описания

9.1. Библиографический список должен включать все использованные источники, которые следует располагать в конце работы в алфавитном порядке. Образец оформления списка использованных источников в приложении № 5. Для облегчения ссылок в тексте список необходимо нумеровать.

9.2. Названия книг пишут с красной строки соблюдая следующие правила:

    Автор (фамилия, инициалы); точка. Если произведение написано двумя или тремя авторами, они перечисляются через запятую. Если произведение написано четырьмя авторами и более, то указывают лишь первого, а вместо фамилий остальных авторов ставят «и др.».

    Название произведения пишется без сокращений и без кавычек; двоеточие. Подзаголовок (также без кавычек), точка, тире.

    Выходные данные:

    место издания – с прописной буквы, Москва и Санкт-Петербург (Ленинград) сокращенно (М., СПб., Л.), а другие города полностью; точка, двоеточие;

    том, часть – пишут с прописной буквы сокращенно (Т., Ч.), точка, после цифры тома или части – точка, тире;

    выпуск – с прописной буквы, сокращенно (Вып.); точка, тире;

    порядковый номер издания – с прописной буквы сокращенно; точка, тире;

    год издания, точка.

9.3. Примеры оформления библиографического (алфавитного) списка литературы

Однотомные издания

1. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. - М.: Высшая школа, 1993. - 144 с.

2. Козырев В.А., Черняк В.Д. Вселенная в алфавитном порядке: Очерки о словарях русского языка. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - 356 с.

3. Горбановский М.В., Караулов Ю.Н., Шаклин В.М. Не говори шершавым языком. - М.: Наука, 1999. - 215 с.

1. Речевое общение: Искусство убеждать / Н.В. Анисина, Е.В. Ганапольская, Л.В. Степанова, Л.П. Стычишина. - СПб.: СПбГТУ, 2000. - 129 с.

2. Русский язык и культура речи: Учебник / В.И. Максимов, Н.В. Казаринова, Н.Р. Барабанова и др.; Под ред. проф. В.И. Максимова.- М.:Гардарики, 2000.- 411 с.

Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995 г.г.) / Отв. ред. Е.А. Земская – М.: Наука, 1996. - 203 с.

4. Переводные издания

Белнап П., Стил Т. Логика вопросов и ответов: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1981. - 112 с.

5. Сборники научных трудов, статей

1. Лексические и грамматические инновации: Сб. научн. тр. Латв. гос. ун-ва. - Рига, 1982. - 166 с.

2. Книгоиздательский бизнес: Сб. статей. - М., 1993.- 120 с.

6. Диссертация

Брынская О.П. Основные черты американской риторики новейшего времени: Дис. канд. филос. наук. - М., 1979. - 210 с.

Волошинова Т.Ю. Методика использования мультимедийных технологий в учебно-методической деятельности преподавателя вуза: Автореф. дис. канд. педагог. наук. - СПб., 1999. - 16 с.

8. Словари, справочники

Максимов В.И., Одеков Р.В. Учебный словарь-справочник русских грамматических терминов (с английскими эквивалентами). - СПб. Златоуст, 1998. - 304 с.

Многотомные издания

1. Издание в целом

1. Аристотель. Соч.: В 4 т. - М.: Прогресс, 1976-1984.

2. Русская грамматика: В 2 т. - М.: Наука, 1982.

2. Отдельный том

1. Аристотель. Соч.: В 4 т. - М.: Прогресс, 1978. - Т. II. - 215 с.

2. Русская грамматика: В 2 т. - М.: Наука, 1980. - Т. I. - 793 с.

Составная часть издания (глава, раздел, статья и т.д.)

1. Из собрания сочинений

Лейбниц Г.В. О мудрости // Соч. В 4 т. - М., 1984. - Т.3. - С. 97-100

2. Из книги

Скворцов Л.И. Просторечные и жаргонные элементы в парламентских выступлениях // Культура парламентской речи. - М., 1994. - С. 103-113.

3. Из трудов, ученых записок и т.д.

Акуленко В.В. Две заметки об интернациональной лексике и терминологии // Уч. зап. Харьк. ун-та. - 1962. - Т. 116. - С. 205-213.

4. Из материалов семинаров, симпозиумов, конференций и т.д.

Саморуков Б.Е. Введение в творчество // Высокие интеллектуальные технологии образования и науки: Тез. докл. научно-метод. конф. 31.01. – 01.02.1995. СПб., 1995. - С. 102-103.

5. Из журнала

Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора // Вопросы философии. 1990. №3. С. 63-90.

6. Из газеты

11 простых правил, которые помогут вам научиться создавать правильные и удобочитаемые списки где бы то ни было: в презентацих, отчетах, документах или на сайтах.

При составлении документов мы часто сталкиваемся со всевозможными перечнями. Бывают простые и многоуровневые списки. Как их оформлять? В каких случаях использовать нумерацию, буквы и тире? Когда в конце каждого элемента списка уместной будет точка, а когда нужна запятая или точка с запятой?

При составлении документов мы часто сталкиваемся со всевозможными перечнями. При этом правил их оформления существует великое множество. Попробуем разобраться в них.

Обозначение элементов списка

Предваряющее перечень предложение и элементы последующего списка (перечисляются после двоеточия) могут писаться в виде единой строки. Но в длинных и сложных списках гораздо удобнее располагать каждый элемент с новой строки. И тут у вас есть выбор: вы можете ограничиться использованием абзацного отступа (Пример 1) или же заменить его на цифру, букву или тире (Пример 2).

Пример 1

Пример 2

Перечни бывают:

    простые, т.е. состоящие из одного уровня членения текста (см. Примеры 1 и 2) и

    составные, включающие 2 и более уровней (см. Пример 3).

От глубины членения зависит выбор символов, которые будут предварять каждый элемент списка. При оформлении простых перечней можно использовать строчные («маленькие») буквы, арабские цифры или тире.

Гораздо сложнее обстоит дело с составными перечнями. Для большей наглядности сочетания различных символов в списках приведем пример оформления 4-уровневого перечня:

Пример 3

Из данного примера видно, что система нумерации рубрик выглядит следующим образом: заголовок первого уровня оформлен при помощи римской цифры, заголовки второго уровня – при помощи арабских цифр без скобок, заголовки третьего уровня – при помощи арабских цифр со скобками и, наконец, заголовки четвертого уровня оформлены с применением строчных букв со скобками. Если бы данный перечень предполагал еще один, пятый уровень, то его мы оформили бы при помощи тире.

Система нумерации частей составного перечня может состоять только из арабских цифр с точками. Тогда структура построения номера каждого элемента списка отражает его подчиненность по отношению к расположенным выше элементам (происходит наращивание цифровых показателей):

Пример 4

Если в конце списка стоит «и др.», «и т.д.» или «и т.п.», то такой текст не располагают на отдельной строке, а оставляют в конце предыдущего элемента списка (см. Примеры 3 и 4).

Пунктуационное оформление перечней

В Примере 3 хорошо видно, что заголовки первого и второго уровней начинаются с заглавных букв, а заголовки последующих уровней – со строчных. Это происходит потому, что после римских и арабских (без скобок) цифр по правилам русского языка ставится точка, а после точки, как все мы помним с начальной школы, начинается новое предложение, которое пишется с заглавной буквы. После арабских цифр со скобками и строчных букв со скобками точки не ставится, поэтому последующий текст начинается с маленькой буквы. Последнее положение, кстати, относится и к тире, поскольку трудно представить себе сочетание тире с точкой после него.

Обратите внимание на знаки препинания в конце заголовков перечня, а также в конце слов и словосочетаний в его составе.
Если заголовок предполагает последующее членение текста, то в конце него ставится двоеточие, если же последующего членения не будет, ставится точка.

Пример 5

Если части перечня состоят из простых словосочетаний или одного слова, они отделяются друг от друга запятыми (см. Пример 5). Если же части перечня усложнены (внутри них есть запятые), их лучше отделять точкой с запятой (см. Пример 6).

Пример 6

Наконец, если части перечня представляют собой отдельные ­предложения, они друг от друга отделяются точкой:

Пример 7

Иногда перечень оформляется таким образом, что его предваряет целое предложение (или несколько предложений). В этом случае в перечне используются лишь так называемые «низшие» уровни членения (строчные буквы со скобкой или тире), а точки в конце каждой части перечня не ставятся, т.к. в данном случае перечень представляет собой единое предложение:

Пример 8

Бывает, что в какие-либо части перечня, представляющие собой словосочетания, включается самостоятельное предложение, начинающееся с заглавной буквы. Независимо от того, что в конце предложения по правилам русского языка должна ставиться точка, каждый элемент списка будет отделяться от следующего точкой с запятой:

Пример 9

Согласованность элементов списка

При составлении перечней следует обязательно обращать внимание на то, чтобы начальные слова каждого элемента списка были согласованы между собой в роде, числе и падеже. В Примере 10 мы привели вариант неправильного оформления: последний элемент списка употреблен в ином падеже по сравнению с остальными. Подобные ошибки обычно встречаются в длинных перечнях с большим количеством элементов.

Пример 10

Также все элементы списка должны быть обязательно согласованы в роде, числе и падеже со словами (или словом) в предваряющем перечень предложении, после которого стоит двоеточие. Давайте вновь рассмотрим пример неправильного составления перечня, чтобы проанализировать ошибки.

Пример 11

Данный перечень может показаться безукоризненным, если бы не одно «но». Слово «соблюдение» требует после себя слов в родительном падеже, которые бы отвечали на вопросы «кого? чего?». Поэтому каждая рубрика должна начинаться так:

Итак, мы привели основные правила построения и оформления ­перечней, которые помогут сделать ваши документы еще более грамотными.

При составлении документов мы часто сталкиваемся со всевозможными перечнями. При этом правил их оформления существует великое множество. Попробуем разобраться в них.

Обозначение элементов списка

Предваряющее перечень предложение и элементы последующего списка (перечисляются после двоеточия) могут писаться в виде единой строки. Но в длинных и сложных списках гораздо удобнее располагать каждый элемент с новой строки. И тут у вас есть выбор: вы можете ограничиться использованием абзацного отступа (Пример 1) или же заменить его на цифру, букву или тире (Пример 2).

Перечни бывают:

    простые, т.е. состоящие из одного уровня членения текста (см. Примеры 1 и 2) и

    составные, включающие 2 и более уровней (см. Пример 3).

От глубины членения зависит выбор символов, которые будут предварять каждый элемент списка. При оформлении простых перечней можно использовать строчные («маленькие») буквы, арабские цифры или тире.

Гораздо сложнее обстоит дело с составными перечнями. Для большей наглядности сочетания различных символов в списках приведем пример оформления 4-уровневого перечня:

Из данного примера видно, что система нумерации рубрик выглядит следующим образом: заголовок первого уровня оформлен при помощи римской цифры, заголовки второго уровня - при помощи арабских цифр без скобок, заголовки третьего уровня - при помощи арабских цифр со скобками и, наконец, заголовки четвертого уровня оформлены с применением строчных букв со скобками. Если бы данный перечень предполагал еще один, пятый уровень, то его мы оформили бы при помощи тире.

Система нумерации частей составного перечня может состоять только из арабских цифр с точками. Тогда структура построения номера каждого элемента списка отражает его подчиненность по отношению к расположенным выше элементам (происходит наращивание цифровых показателей):

Если в конце списка стоит «и др.», «и т.д.» или «и т.п.», то такой текст не располагают на отдельной строке, а оставляют в конце предыдущего элемента списка (см. Примеры 3 и 4).

Пунктуационное оформление перечней

В Примере 3 хорошо видно, что заголовки первого и второго уровней начинаются с заглавных букв, а заголовки последующих уровней - со строчных. Это происходит потому, что после римских и арабских (без скобок) цифр по правилам русского языка ставится точка, а после точки, как все мы помним с начальной школы, начинается новое предложение, которое пишется с заглавной буквы. После арабских цифр со скобками и строчных букв со скобками точки не ставится, поэтому последующий текст начинается с маленькой буквы. Последнее положение, кстати, относится и к тире, поскольку трудно представить себе сочетание тире с точкой после него.

Обратите внимание на знаки препинания в конце заголовков перечня, а также в конце слов и словосочетаний в его составе.
Если заголовок предполагает последующее членение текста, то в конце него ставится двоеточие, если же последующего членения не будет, ставится точка.

Если части перечня состоят из простых словосочетаний или одного слова, они отделяются друг от друга запятыми (см. Пример 5). Если же части перечня усложнены (внутри них есть запятые), их лучше отделять точкой с запятой (см. Пример 6).

Наконец, если части перечня представляют собой отдельные ­предложения, они друг от друга отделяются точкой:

Иногда перечень оформляется таким образом, что его предваряет целое предложение (или несколько предложений). В этом случае в перечне используются лишь так называемые «низшие» уровни членения (строчные буквы со скобкой или тире), а точки в конце каждой части перечня не ставятся, т.к. в данном случае перечень представляет собой единое предложение:

Бывает, что в какие-либо части перечня, представляющие собой словосочетания, включается самостоятельное предложение, начинающееся с заглавной буквы. Независимо от того, что в конце предложения по правилам русского языка должна ставиться точка, каждый элемент списка будет отделяться от следующего точкой с запятой:

Согласованность элементов списка

При составлении перечней следует обязательно обращать внимание на то, чтобы начальные слова каждого элемента списка были согласованы между собой в роде, числе и падеже. В Примере 10 мы привели вариант неправильного оформления: последний элемент списка употреблен в ином падеже по сравнению с остальными. Подобные ошибки обычно встречаются в длинных перечнях с большим количеством элементов.

Также все элементы списка должны быть обязательно согласованы в роде, числе и падеже со словами (или словом) в предваряющем перечень предложении, после которого стоит двоеточие. Давайте вновь рассмотрим пример неправильного составления перечня, чтобы проанализировать ошибки.

Данный перечень может показаться безукоризненным, если бы не одно «но». Слово «соблюдение» требует после себя слов в родительном падеже, которые бы отвечали на вопросы «кого? чего?». Поэтому каждая рубрика должна начинаться так:

Итак, мы привели основные правила построения и оформления ­перечней, которые помогут сделать ваши документы еще более грамотными.