В фрг бундестаг является органом. Der Bundestag – Бундестаг (федеральное собрание)

  • 16.Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • 17.Понятие Конституционных прав,свобод и обязанностей человека и гражданина,их юр.Свойства и система.
  • 18.Гарантии Конституционных прав и свобод человека и гражданина.
  • 20.Классификация политических партий
  • 21. Партийные системы. Понятие. Виды партийных систем.
  • Однопартийная система
  • Двухпартийная система
  • Многопартийная система
  • 22. Конституционно-правовое регулирование статуса общественных неполитических объединений.
  • 23-24Монархия как форма правления.Основные виды монархий.Республика как форма правления.
  • 25. Понятие гос режима: его виды.
  • 26.Понятие и основные принципы избирательного права.
  • 27.Избирательный процесс:понятие и стадии.
  • 28-30.Мажоритарная,пропорциональная и смешанная избирательные процессы.
  • 31.Референдум:понятие,виды,порядок и условия проведения.
  • 32.Место и роль главы гос-ва в гос-ом механизме.
  • 33.Правовое положение монарха в системе органов гос власти. Система престолонаследия.
  • 34.Президент:способы и порядок,условия избрания;Полномочия президента и его акты;Основания и порядок прекращения полномочий президента.
  • 35-36Место парламента в государственном механизме. Структура и внутренняя организация парламента.
  • 37.Компетенция парламента.
  • 38.Правовой статус депутата парламента.
  • 39.Законодательный процесс
  • 40.Роспуск парламента.Основания и ограничения.
  • 41-42.Способы формирования правительства,его структура и состав правительства и его акты.
  • 43.Ответственность правительства и его членов..?
  • 7.Правительство контролирует и направляет деятельность всех органов и
  • 44.Судебная власть:понятие,особенности,структура.
  • 46.Конституционные принципы организации и деятельности судебных органов.
  • 47-48 Унитарное и федеративное гос-во:понятие,признаки и виды.
  • 50-51 Местное самоуправление
  • 52.Конституция сша:общая хар-ка,порядок принятия поправок.
  • 53.Конгресс сша:порядок формирования,структура,внутренняя организация,компетенция.
  • 54.Президент сша:порядок избрания,полномочия,прекращение полномочий.
  • 55.Судебная Система сша.
  • 56.Федеративное устройство сша.
  • 57.Местное самоуправление в сша
  • 58.Специфика Британской Конституции.
  • 59.Парламент Великобритании: порядок формирования,компетенция,ответственность.Правовой статус монарха Великобритании.
  • 60.Правительство и кабинет Великобритании: порядок формирования, компетенция, ответственность. Правовой статус монарха Великобритании
  • 61.Судебная система Великобритании.
  • 62.Политико-территориальное устройство и местное самоуправление Великобритании.
  • 63.Конституция Франции:общая хар-ка,порядок изменения.
  • 64.Парламент Франции:порядок формирования,структура и внутренняя организация,компетенция.
  • 65.Президент Франции:порядок избрания,полномочия,прекращение полномочий.
  • 66.Правительство Франции:порядок формирования,компетенция,ответственность.
  • 67.Судебная система Франции.
  • 68.Местное управление и самоуправление во Франции.
  • 69.Основной Закон Германии: общая характеристика, порядок изменения.
  • 70.Бундестаг и Бундесрат Германии: порядок формирования, внутренняя организация, компетенция.
  • 71.Президент Германии: порядок избрания, полномочия, прекращение полномочий.
  • Функции и полномочия
  • Выборы и присяга
  • Выбор кандидата
  • 72.Правительство Германии: порядок формирования, компетенция, ответственность.
  • 73.Федеративное устройство Германии.
  • 74.Местное управление и самоуправление в землях Германии.
  • 75.Судебная система Германии.
  • 76.Конституция Италии: общая характеристика, порядок изменения.
  • 77.Парламент Италии: порядок формирования, структура и внутренняя организация, компетенция.
  • 78.Президент Италии: порядок избрания, полномочия, прекращение полномочий.
  • 79.Правительство Италии: порядок формирования, компетенция, ответственность.
  • 80.Судебная система Италии.
  • 81.Областная автономия в Италии.
  • 84.Парламент Японии: порядок формирования, структура и внутренняя организация, компетенция.
  • 85.Правительство Японии: порядок формирования, компетенция, ответственность. Конституционно-правовой статус императора Японии.
  • 86Судебная система Японии.
  • 87.Местное самоуправление в Японии.
  • 88.Конституция Китая:общая хар-ка, порядок изменения.
  • 89.Органы гос.Власти Китая
  • 90.Система органов гос.Упр-я в кнр.
  • 91.Судебная система Китая.
  • 92.Адм-территориальное устр-во Китая, национальная автономия и местные органы власти.
  • 93.Конституция Индии:общая хар-ка, порядок изменения.
  • 94. Парламент Индии:порядок формирования,структура и внутренняя орган-я,компетенция.
  • 95. Правительство Индии:порядок формирования,компетенция,ответственность.
  • 96.Судебная системаи Индии.
  • 97.Индийский федерализм и местное самоуправление.
  • 98 .Конституция Испании:общая хар-ка, порядок изменения.
  • 100. Правительство Испании. Конституционно-правовой статус монарха.
  • 101.Судебная система Испании.
  • 70.Бундестаг и Бундесрат Германии: порядок формирования, внутренняя организация, компетенция.

    Бундестаг - законодательный орган Федерации; нижняя палата парламента (Бундесрат немцы парламентом не считают. Согласно же российской доктрине, Бундесрат - одна из палат парламента). Он - представитель немецкого народа.

    Порядок формирования

    Депутаты в Бундестаг избираются на основе всеобщих, равных, прямых, свободных выборов при тайном голосовании сроком на 4 года. ОЗ ФРГ не предусматривает избирательных положений. Существует Закон «Об избирательной системе» (Wahlgesetz) от 1956 года в редакции 1975 года. Право избирать предоставлено гражданам ФРГ старше 18 лет, проживающим на территории земли не менее 3 месяцев. Избираться же может лицо, старше 18 лет, состоящее в гражданстве ФРГ не менее 1 года, не лишенное активного избирательного права.

    Число депутатов в Бундестаге определено - 656. Однако фактически их всегда больше (сейчас их - 672). Депутатский мандат свободный, депутаты обладают иммунитетом и индемнитетом.

    Существует т.н. “персонализированная пропорциональная” система голосования, которая схожа с российской:

    половина депутатов (т.е. 328) избирается в избирательных округах по 1 депутату от каждого округа;

    другая половина - по земельным спискам партий (а у нас по общефедеральному списку).

    Система выборов смешанная. В избирательных округах избранным считается тот кандидат, который получил больше голосов, чем другие (мажоритарная система относительного большинства).

    В многомандатных округах - пропорциональная система. С 1985 года применяется система Хэйра-Нимейера (до 1985 года применялась система Донта). Все “вторые” голоса, поданные за список партии, умножаются на количество мест, подлежащих распределению в парламенте, и делятся на общее количество голосов, поданных за все партийные списки. Полученное целое число - количество мест в парламенте. Остальные места распределяются по принципу наибольшего остатка, а при равенстве остатков - по жребию.

    В распределении мандатов участвуют партии, набравшие в масштабах всей страны не менее 5% голосов избирателей или кандидаты которых победили не менее, чем в 3 избирательных округах.

    Организация Бундестага

    Организует деятельность палаты президент Бундестага, который избирается из числа депутатов, как правило, из крупнейших партий. Президент избирается на весь срок легислатуры; его нельзя ни отозвать, ни переизбрать. Заместителей у президента - по числу фракций, представленных в Бундестаге, столько же секретарей. Президент, его заместители и секретари образуют президиум палаты - как коллегиальный орган, не имеет никаких полномочий. Напротив, Совет старейшин является важным органом Бундестага. Он состоит из президента, его заместителей и 24 членов, назначаемых фракциями парламента, пропорционально их численности. Совет согласует численность комитетов и их персональный состав, осуществляет согласование повестки дня, согласование бюджета парламента, расходов, отведенных для парламента, выносит решения по его внутренним делам.

    В фракции объединяются депутаты, принадлежащие к одной партии. Во фракции ХДС/ХСС ХСС пользуется самостоятельностью. Фракция - это группа депутатов, которая насчитывает более 5% депутатов от общего их числа. Фракции - это не официальные органы Бундестага, но они предрешают итоги голосования. Партийной фракцией руководит правление, куда входят председатель фракции, его заместители и секретари, а также прочие члены. Также образуются рабочие группы по основным направлениям внутренней и внешней политики.

    Комитеты Бундестага могут быть особыми, отраслевыми, следственными.

    Отраслевые:

    обязательные (те, которые предусмотрены ОЗ: по делам ЕС, по иностранным делам, по обороне);

    факультативные (их число меняется - 23 сейчас).

    Функции Бундестага

    развитие законодательства;

    утверждение федерального бюджета;

    избрание Федерального канцлера;

    парламентский контроль за деятельностью Федерального правительства;

    ратификация международных договоров;

    принятие решений об объявлении состояния обороны ФРГ и др.

    Важнейшая функция - законодательство. В ФРГ законодательной инициативой обладает Правительство (80%), члены Бундестага и Бундесрата. Все законопроекты вносятся на рассмотрение Бундестага. Но Правительство сначала направляет все законопроекты в Бундесрат, который дает заключения. Если законопроект исходит от Бундесрата, то он направляется в Правительство, которое дает заключение, а затем передает его в Бундестаг.

    Все законы рассматриваются Бундестагом в объеме 3 чтений.

    1 чтение - информация о законопроекте, обсуждаются лишь общие принципы законопроекта, затем он передается в комитеты. Но Бундестаг может назначить срок 2го чтения законопроекта и без передачи его в комитеты. 2 чтение - обсуждается редакция, предложенная комитетом. Проходят дебаты, вносятся изменения. Каждая поправка голосуется. 3 чтение - поправки могут вносится только от имени фракций, затем проводится голосование по законопроекту в целом.

    Государственное право ФРГ различает следующие виды законов:

    конституционные - принимаются квалифицированным большинством в обеих палатах;

    “федеративные” - принимаются простым большинством Бундестага при обязательном согласии Бундесрата;

    и обычные законы - принимаются только Бундестагом, но могут быть опротестованы Бундесратом.

    К числу важнейших полномочий относится и утверждение федерального бюджета. Проект вносится федеральным правительством. Бундестаг может предлагать поправки, но если они предусматривают увеличение расходов или новые расходы, то необходимо согласие Правительства.

    Парламентский контроль за деятельностью Правительства носит ограниченный характер. Бундестаг и его комитеты могут требовать присутствия на своих заседаниях членов Правительства, депутаты могут задавать вопросы Канцлерам и министрам, которые обязаны дать устный ответ. Для этого отводится до 3 часов еженедельно во время сессии парламента. Группы депутатов могут делать большие (по ответу на них предусмотрены дебаты) и малые запросы, на которые должен быть дан письменный ответ в течении 14ти дней.

    Бундесрат

    Формирование

    Согласно немецкой правовой доктрине Бундесрат - это федеральный орган, посредством которого немецкие земли участвуют в осуществлении законодательной и исполнительной власти, а также в делах ЕС (ст. 50). Бундесрат - не выборный орган (т.е. не вторая палата парламента). В Бундесрат входят члены Правительств земель. Каждая земля имеет не менее 3х голосов:

    если население земли превышает 2 млн., то земля имеет 4 голоса;

    На 1ое января 1999 года в Бундесрате 69 мест. Каждая земля «присылает» столько членов в Бундесрат, сколько она имеет голосов. Члены Бундесрата назначаются и отзываются правительствами земель. Членство в Бундесрате не может быть совмещено с депутатским мандатом Бундестага.

    Бундесрат не имеет определенного срока полномочий, он также не может быть распущен. Его состав меняется в зависимости от выборов в ландтаги земель. Партийный состав не имеет значения, фракции не образуются, однако группы членов Бундесрата от земель с одной и той же партией блокируются между собой. Голоса земли могут подаваться только согласованно, единым списком.

    Организация

    Бундесрат избирает председателя сроком на 1 год, он созывает заседания, определяет повестку дня, руководит дебатами, решает вопрос о проведении голосования. Председатель обладает административной властью в здании Бундесрата. Он замещает Федерального президента, если тот временно не может выполнять свои функции.

    Существуют постоянные комитеты, в которые входят по 1му представителю от земли или чиновники земель.

    Полномочия

    Компетенция Бундесрата - законодательство, управление, дела ЕС.

    Участие Бундесрата в законодательной деятельности не всегда обязательно. Бундесрат обязан участвовать в принятии всех конституционных и федеральных законов. В отношении обычных законов он обладает правом протеста.

    При определенных обстоятельствах Бундесрат может стать единственным законодательным органом и тем самым заменить Бундестаг, когда по требованию правительства Федеральный президент вводит состояние законодательной необходимости (ст.81). Это состояние устанавливается на определенных срок, обычно не более 6 месяцев.

    Бундесрат имеет ряд полномочий в федеральном управлении. В согласии Бундесрата нуждаются многие постановления Федерального правительства, оно обязано держать Бундесрат в курсе текущих дел. Наряду с правительством Бундесрат участвует в федеральном надзоре за землями.

    По вопросам, которые относятся к ведению ЕС, Бундесрат может создать Европейскую палату, решения которой будут приравниваться к решениям Бундесрата.

    На время “чрезвычайного положения” специальный орган - совместный комитет - может замещать парламент. Совместный комитет состоит из 48 членов (2/3 из Бундестага и 1/3 из Бундесрата), он может осуществлять все принадлежащие парламенту права, кроме отмены или внесения поправок в ОЗ.

    РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

    26 декабря 1991 г. ФРГ первой из ведущих стран признала Российскую Федерацию в качестве государства-продолжателя бывшего СССР (дипломатические отношения между СССР и ФРГ установлены 13 сентября 1955 г.).

    Правовой фундамент отношений образуют Договор о добрососедстве, партнёрстве и сотрудничестве от 9 ноября 1990 г. и Совместное заявление Президента Российской Федерации и Федерального канцлера ФРГ от 21 ноября 1991 г. Принципиальное значение имеет также Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 г.

    России и Германии удалось найти развязки по основным остававшимся открытыми с советских времен проблемам двусторонних отношений. Были, в частности, выполнены договорённости о выводе с германской территории российских войск (завершён 31 августа 1994 г.), реализации за счёт ФРГ жилищной программы по их обустройству в России (завершена 9 октября 1996 г.) и переподготовке увольняемых в запас военнослужащих (завершена 30 марта 2001 г.), о выплате Германией компенсаций российским жертвам нацистских преследований, урегулирован вопрос отрицательного сальдо в торговле СССР с ГДР, заключено соглашение об уходе за военными могилами, целый ряд других важных соглашений.

    C 1998 г. проводились, как правило ежегодно, Межгосударственные консультации (МГК) на высшем уровне с участием членов правительств обеих стран. Последний по счёту 14-й раунд МГК состоялся 16 ноября 2012 г. в Москве. Намечавшиеся на 23-24 апреля 2014 г. очередные МГК были отложены по инициативе германской стороны из-за украинского кризиса. Межгосударственные консультации не проводятся.

    Ключевую роль в сегменте прямого взаимодействия гражданских обществ играет российско-германский Форум общественности «Петербургский диалог», созданный по инициативе Президента России и канцлера ФРГ (учредительное заседание состоялось в Санкт-Петербурге 8-10 апреля 2001 г.). Очередное 16-е пленарное заседание Форума состоялось в Берлине 23-25 ноября 2017 г. по теме «Общественное участие как шанс к российско-германскому взаимопониманию».

    ФРГ продолжает оставаться одним из основных внешнеторговых партнеров нашей страны. Доля Германии во внешнеторговом обороте России – 8,7% (второе место после Китая – 14,9%).

    В 2017 г. объем российско-германской торговли вырос на 22,8% по сравнению с 2016 г. и составил 50 млрд долл. США. При этом российский экспорт в Германию увеличился на 21,1% до 26 млрд долл. США, а импорт – на 24,5 % до 24 млрд долл. США. Положительное для России сальдо торгового баланса составило почти 2 млрд долл. США.

    В январе – апреле 2018 г. объем российско-германской торговли вырос на 23% (+3,6 долл. США) по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. и составил 19,1 млрд долл. США. При этом российский экспорт в Германию увеличился на 22 % (+2 млрд долл.) до 11 млрд долл. США, а импорт вырос на 25% (+1,6 млрд. долл.) до 8,1 млрд долл. США. Положительное для России сальдо торгового баланса составило 2,9 млрд долл. США против 2,5 млрд долл. США за соответствующий период 2017 г.

    В 2000 г. по инициативе Президента России и канцлера ФРГ была учреждена Рабочая группа высокого уровня по стратегическому сотрудничеству в области экономики и финансов (СРГ). Работа СРГ возобновилась 24 июня 2016 г. в Берлине после перерыва, обусловленного позицией ФРГ в контексте украинского кризиса. 36-е заседание состоялось в Берлине 28 сентября 2017 г., очередное 37-е - 27 июня 2018 г. в Москве. Согласовывается дата следующего, 38-го заседания группы, которое может пройти в Берлине в конце 2018 г.

    В период 2015-2016 гг. СРГ работала в формате т.н. «Бизнес-платформы» (Деловой совет предпринимателей). Первое заседание – 22 октября 2015 г., второе – 24 июня 2016 г.

    В 2003 г. по решению Президента России и канцлера ФРГ создана двусторонняя Рабочая группа высокого уровня по вопросам политики безопасности (РГВУ). Возобновила свою деятельность в 2017 г., в настоящий момент ведется работа по реанимации её полноформатных заседаний.

    В последние годы были осуществлены масштабные двусторонние проекты в культурно-гуманитарной сфере. Среди них - «перекрёстные» Годы России и Германии под девизом «Вместе строим будущее» 2012-2013 гг., «перекрестные» Годы русского и немецкого языков и литературы 2014-2015 гг. В 2016-2017 гг. проведен Год российско-германских молодежных обменов.

    В 2017-2018 гг. реализуется крупный совместный проект – российско-германский «перекрестный» Год регионально-муниципальных партнерств. Идет согласование проведения в Германии в 2019 г. масштабной культурной акции «Русские сезоны». В настоящий момент по предложению немецкой стороны ведется подготовка проведения в 2018-2020 гг. российско-германского Года научно-образовательных партнерств.

    Осуществляется ряд важных совместных проектов в историко-мемориальной сфере.

    Функционируют Межправительственная комиссия по делам российских немцев, Смешанная комиссия по научно-техническому сотрудничеству, Совместная комиссия по изучению новейшей истории двусторонних отношений, Российско-Германский совет в области молодёжного сотрудничества, другие совместные органы.

    В контексте украинских событий начиная с 2014 г. официальным Берлином был взят курс на снижение либо замораживание динамики развития двустороннего взаимодействия практически по всем направлениям. Германская сторона инициировала отмену очередного раунда МГК, РГВУ, заблокировала работу целого ряда других форматов. Немцы были в первых рядах сторонников введения по линии ЕС секторальных санкций в отношении России в качестве «наказания» за «аннексию» Крыма и «дестабилизацию» ситуации на юго-востоке Украины.

    Тем не менее, политический диалог с Берлином остается активным. Сохраняются межпарламентские, межрегиональные и межведомственные связи.

    fix

    ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ГЕРМАНИЯ

    Общие сведения

    Официальное название - Федеративная Республика Германия (в кратком варианте - Германия). Днем основания считается 23 мая 1949 г. - дата принятия и вступления в силу Основного закона (Конституции) страны, к сфере действия которого 3 октября 1990 г. присоединилась ГДР.

    Столица - Берлин (3,711 млн. жителей).

    Территория - 357,386 км 2 . Наибольшая протяженность с севера на юг - 876 км, с запада на восток - 640 км. Государственный флаг - чёрно-красно- золотой. Герб с изображением орла. Национальный праздник - День германского единства - отмечается 3 октября. Гимн - «Песнь немцев» (музыка Гайдна, слова фон Фаллерслебена). По официальным поводам исполняется только третья строфа. Государственный язык - немецкий. Денежная единица - евро.

    Преобладающая религия - христианство: 21,9 млн. (26,5%) - протестанты (север и восток страны), 23,6 млн. (28,6%) - католики (юг и запад), 2,0 млн. (2,4%) - православные, 4,5 млн. (5,4%) - мусульмане.

    История

    В древности на территории современной Германии, частично находившейся под управлением Римской империи, проживали германские и славянские племена. В 9 г. н.э. древнегерманское племя херусков во главе с Арминием разбило в Тевтобургском лесу римские войска, что положило начало освобождению германцев от римского владычества к востоку от Рейна и формированию немецкой нации, продлившемуся несколько веков. В 6 - начале 9 вв. племенные союзы алеманов, тюрингов, баваров и др. вошли в состав Франкского государства, в которое в результате походов Карла Великого (742-814 гг.) была включена большая часть Западной Европы. В 962 г. с завоеванием Северной и Средней Италии появилось образование, впоследствии получившее название «Священная Римская империя германской нации» (просуществовала до 1806 г.).

    В 10-15 вв. - колонизация части земель славянских и прибалтийских народов. 16 в. - Реформация во главе с Мартином Лютером (1483-1546 гг.). 1524-25 гг. - Крестьянская война. 1618-48 гг. - Тридцатилетняя война, усиление феодальной раздробленности и децентрализации Германии.

    После победы над Наполеоном решением Венского конгресса в 1814-15 гг. был создан Германский союз - объединение отдельных суверенных государств. 1848-49 гг. - буржуазно-демократическая революция, неудавшаяся попытка объединения германских земель, созыв во франкфуртской церкви Паульскирхе Национального собрания (май 1848 г.) - прообраза будущего бундестага. В 1870-71 гг. Отто фон Бисмарк (1815-98 гг.) сумел объединить вокруг Пруссии германские государства, образовав Германскую империю.

    Ноябрь 1918 г. - упразднение монархии, провозглашение Веймарской республики. Июнь 1919 г. - подписание Версальского договора, юридически оформившего поражение Германии в Первой мировой войне.

    В 1922 г. между Советской Россией и Германией были установлены дипломатические отношения (Рапалльский договор). 1923 г. - оккупация Рура Францией и Бельгией, политический кризис, инфляция, «пивной путч» Гитлера в Мюнхене, попытка коммунистического переворота (Гамбургское восстание под руководством Э.Тельмана). В 1926 г., после заключения Локарнских договоров, Германия возвращается на международную арену и вступает в Лигу Наций, заключает Берлинский договор с Советской Россией о нейтралитете.

    1929 г. - экономический кризис, начало заката Веймарской республики. 1933 г. - приход к власти НСДАП, установление фашистской диктатуры.

    1935-36 гг. - ввод частей вермахта в демилитаризованную после Первой мировой войны зону в Сааре и Руре, 1938 г. - «аншлюс» Австрии, аннексия чешских Судет и в 1939 г. - остальной территории Чехословакии (Мюнхенский сговор от 29 сентября 1938 г.). 23 августа 1939 г. - пакт о ненападении между СССР и Германией («Пакт Молотова-Риббентропа»). 1 сентября 1939 г. - нападение на Польшу, начало Второй мировой войны. 22 июня 1941 г. - нападение на СССР, начало Великой Отечественной войны. 8-9 мая 1945 г. - капитуляция Германии. 17 июля - 2 августа 1945 г. - Берлинская (Потсдамская) конференция, определившая оккупационный режим в отношении Германии (был отменен с подписанием 12 сентября 1990 г. между СССР, США, Англией и Францией - с одной стороны, ФРГ и ГДР - с другой, Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии).

    9 ноября 1989 г. - падение Берлинской стены, возведенной в 1961 г. 3 октября 1990 г. - присоединение ГДР к ФРГ на основании ст. 23 Основного закона.

    Население

    Население ФРГ по состоянию на 31 декабря 2017 г. - 82,6 млн. человек (40,7 млн. мужчин и 41,8 млн. женщин). Доля граждан с миграционными корнями - 22,5% (18,6 млн.). После России - наиболее населенное государство Европы. Занимает девятое место по плотности населения на континенте (230 чел. на кв.км).

    Официально признанные национальные меньшинства: лужицкие сорбы (60 тыс. чел., в Бранденбурге и Саксонии), датчане (до 50 тыс., в северных районах Шлезвиг-Гольштейна), синти и рома (до 120 тыс.), фризы (12 тыс., в Нижней Саксонии и Шлезвиг-Гольштейне).

    Иностранцы - 10,1 млн. человек (10%) из 194 государств. Большинство из стран Европы - 7,1 млн. (4,3 млн. - из стран-членов ЕС), в т.ч.: 1,5 млн. - турки, 931 тыс. - выходцы из бывшей Югославии, 783 тыс. - поляки, 611 тыс. - итальянцы, 533 тыс. - румыны, 348 тыс. - греки и т.д.

    На учёте в российских КЗУ состоит около 582,5 тыс. граждан России (по официальной германской статистике, в ФРГ проживают около 245 тыс. граждан РФ). С 1992 г. в ФРГ прибыли 1,6 млн. переселенцев немецкого происхождения из бывшего СССР (в т.ч. 623546 из России, 841555 из Казахстана, 69919 из Киргизии, 37547 из Украины), получивших автоматически германское гражданство (часть сохраняет на руках действующие российские паспорта).

    В общей сложности, по разным оценкам, в ФРГ в настоящее время проживают до 3,5 млн. выходцев с пространства бывшего СССР.

    Органы государственной власти и управления

    В административно-территориальном отношении ФРГ делится на 16 федеральных земель: Бавария, Баден-Вюртемберг, Берлин, Бранденбург, Бремен, Гамбург, Гессен, Мекленбург-Передняя Померания, Нижняя Саксония, Рейнланд-Пфальц, Саар, Саксония, Саксония-Ангальт, Северный Рейн-Вестфалия, Тюрингия и Шлезвиг-Гольштейн. Земли имеют собственные конституции, парламенты и правительства.

    Глава государства - Федеральный президент . С 19 марта 2017 г. - Франк-Вальтер ШТАЙНМАЙЕР. Выполняет преимущественно представительские функции. Избирается специально созываемым Федеральным собранием (в него входят все депутаты бундестага и такое же число делегатов из федеральных земель) сроком на 5 лет. Очередные выборы пройдут в 2022 г.

    Высший законодательный орган - бундестаг , однопалатный парламент, избираемый на 4 года путем всеобщих прямых выборов (активное и пассивное избирательное право действует с 18 лет). Половина депутатов избирается в округах по мажоритарной системе, половина - по партийным спискам.

    В бундестаге могут быть представлены партии, набравшие на выборах не менее 5% голосов избирателей по партийным спискам , либо их представители, прошедшие по одномандатным округам.

    На последних выборах 24 сентября 2017 г. блок ХДС/ХСС получил 32,9% голосов, СДПГ- 20,5%, «АдГ» - 12,6%, СвДП - 10,7%, партия «Левые» - 9,2%, «Союз-90/Зелёные» - 8,9%.

    Распределение по фракциям: ХДС/ХСС - 246 мандатов, СДПГ - 153, «Альтернатива для Германии» - 92 мандата, СвДП - 80 мандатов, партия «Левые» - 69, «Союз-90/Зелёные» - 67, независимые депутаты - 2. Общее число - 709.

    Президент бундестага - Вольфганг ШОЙБЛЕ (ХДС).

    Очередные выборы в бундестаг состоятся осенью 2021 г.

    Принимая законы, бундестаг взаимодействует с палатой федеральных земель ФРГ - бундесратом (не является выборным органом). Его члены (как правило, премьер-министры, министры, статс-секретари правительств земель) делегируются земельными правительствами. Состав бундесрата меняется по мере проведения выборов в ландтаги (парламенты) земель. Каждая земля имеет в бундесрате от 3 до 6 голосов в зависимости от численности населения и обязана отдавать их блоком. В настоящее время в бундесрате 69 мест.

    Президент, первый вице-президент и вице-президент бундесрата избираются сроком на год по принципу ротации из числа глав земельных правительств. С 1 ноября 2017 г. полномочия президента возложены на правящего бургомистра Берлина Михаэля МЮЛЛЕРА (СДПГ).

    Исполнительную власть осуществляет Федеральное правительство . Действующее коалиционное правительство ХДС/ХСС-СДПГ («Большая коалиция») было сформировано после длительных коалиционных переговоров, приведено к присяге 14 марта 2018 г. В его состав входят:

    Федеральный канцлер

    Ангела Меркель (ХДС)

    Вице-канцлер, министр финансов

    Олаф Шольц (СДПГ)

    Министр иностранных дел

    Хайко Маас (СДПГ)

    Министр экономики и энергетики

    Петер Альтмайер (ХДС)

    Министр по вопросам труда и социального обеспечения

    Хубертус Хайль (СДПГ)

    Министр внутренних дел, строительства и по делам Отечества

    Хорст Зеехофер (ХСС)

    Министр по делам семьи, престарелых, женщин и молодежи

    Франциска Гиффай (СДПГ)

    Министр по вопросам окружающей среды, охраны природы и безопасности ядерных реакторов

    Свенья Шульце (СДПГ)

    Министр образования и научных исследований

    Анья Карличек (ХДС)

    Министр обороны

    Урсула фон дер Ляйен (ХДС)

    Министр продовольствия и сельского хозяйства

    Юлия Клёкнер (ХДС)

    Министр транспорта и цифровой инфраструктуры

    Андреас Шойер (ХСС)

    Министр юстиции и защиты прав потребителей

    Катарина Барли (СДПГ)

    Министр здравоохранения

    Йенс Шпан (ХДС)

    Министр экономического сотрудничества и развития

    Герд Мюллер (ХСС)

    Руководитель Ведомства Федерального канцлера, министр по особым поручениям

    Хельге Браун (ХДС)

    Политические партии

    В политических партиях состоит около 2% населения ФРГ.

    Христианско-демократический союз Германии (ХДС) и Христианско-социальный союз в Баварии (ХСС) являются независимыми партиями, но выступают единым блоком и образуют совместную фракцию в бундестаге. С момента образования ФРГ до 1969 г., в 1982-1998 гг. и с ноября 2005 г. - правящие партии.

    ХДС (425,9 тыс. членов) - народная партия правоцентристского толка. Действует на всей территории ФРГ, кроме Баварии. Председатель партии - Ангела МЕРКЕЛЬ. Председатель фракции ХДС/ХСС в бундестаге - Фолькер КАУДЕР. Генеральный секретарь - Аннегрет КРАМП-КАРРЕНБАУЭР.

    ХСС (142 тыс. членов) действует только на территории Баварии. Представлен в совместной с ХДС фракции в бундестаге самостоятельной земельной группой. По политическим установкам является родственной ХДС народной партией, занимая по ряду вопросов более консервативные позиции. Председатель ХСС – Хорст Зеехофер. Генеральный секретарь - Маркус БЛУМЕ. Председатель земельной группы ХСС в бундестаге, 1-й заместитель председателя фракции ХДС/ХСС - Александер ДОБРИНДТ.

    Социал-демократическая партия Германии (СДПГ, 457,7 тыс. членов) - народная партия левоцентристского толка. Председатель партии - Андреа НАЛЕС. Генеральный секретарь - Ларе КЛИНГБАИЛЬ. Фракцию в бундестаге возглавляет Андреа НАЛЕС.

    Партия «Левые» (62,3 тыс. членов) образована 16 июня 2007 г. в результате слияния Партии демократического социализма (преемницы правившей в ГДР Социалистической единой партии Германии, радикальным образом пересмотревшей её программу) с учрежденной в январе 2005 г. Партией труда и социальной справедливости. Сопредседатели - Катя КИППИНГ и Бернд РИКСИНГЕР. Сопредседатели фракции в бундестаге - Дитмар БАРЧ и Сара ВАГЕНКНЕХТ.

    Партия «Союз-90/Зелёные» (65,2 тыс. членов) делает упор на проблематике защиты окружающей среды и прав человека, объединяет представителей различных социальных и возрастных категорий населения. Важную опору составляют городская буржуазия, женщины, молодежь, студенчество, интеллигенция, журналисты, лица нетрадиционной сексуальной ориентации. Сопредседатели - Анналена БЭРБОК и Роберт ХАБЕК. Сопредседатели фракции в бундестаге - Катрин ГЁРИНГ-ЭККАРДТ и Антон ХОФРАЙТЕР.

    Свободная демократическая партия (63 тыс. членов) - классическая либеральная партия. Председатель партии и её фракции в бундестаге - Кристиан ЛИНДНЕР, генеральный секретарь - Никола БЕЕР.

    Партия «Альтернатива для Германии» (30,2 тыс. членов).

    Основана 6 февраля 2013 г. Пребывает в стадии становления. Квалифицируется как правопопулистская. Сама позиционирует себя как право-консервативная партия с либеральной экономической программой. Сопредседатели - Александер ГАУЛАНД и Йорг МОЙТЕН. Сопредседатели фракции в бундестаге - Александер ГАУЛАНД и Алис ВАЙДЕЛЬ.

    Профсоюзы ФРГ

    Головной профцентр - Объединение немецких профсоюзов (ОНП), включающее 8 отраслевых профсоюзов общей численностью около 6 млн. человек. Наиболее крупные: профсоюз металлистов - 2,26 млн., работников сферы услуг - 2 млн., работников горной, химической промышленности и энергетики - 0,675 млн. Председатель ОНП - Райнер ХОФФМАН.

    Наряду с ОНП действуют Германский союз чиновников (1,3 млн. членов, председатель - Ульрих ЗИЛЬБЕРБАХ), Объединение христианских профсоюзов Германии (более 280 тыс. членов), ряд мелких профсоюзов.

    Союзы работодателей

    Работодатели объединены в региональные союзы, которые организованы по отраслевому принципу. Головная организация Федеральное объединение союзов германских работодателей - представляет предпринимателей только как работодателей, т.е. в качестве партнера по переговорам с профсоюзами по тарифным соглашениям. Все иные интересы, например, вопросы экономической и налоговой политики, отстаивают самостоятельные объединения. Ведущими из них являются Федеральный союз германской промышленности (президент - Дитер КЕМПФ), Ассоциации германских промышленных и торговых палат (президент - Эрик ШВАЙТЦЕР), Объединение германских ремесленных палат (президент - Ханс-Петер ВОЛЬЗАЙФЕР).

    Молодёжные организации

    В ФРГ насчитывается более 700 различных молодёжных организаций, союзов и групп.

    Важную роль играют молодёжные организации политических партий: «Юнге унион» (ХДС и ХСС – около 120 тыс. членов, председатель - Пауль ЦИМИАК), «Молодые социалисты» (СДПГ – более 70 тыс. членов, председатель - Кевин КЮНЕРТ), «Зелёная молодёжь» («Союз-90/Зелёные» -7,1 тыс. членов, руководитель - Киара ТУММЕЛЕЙ), «Молодые либералы» (СвДП – почти 10 тыс. членов, председатель – Риа Шрёдер), «Молодая альтернатива для Германии» (Альтернатива для Германии – около 2 тысяч членов, председатель - Дамиан ЛОР). «Молодые левые» (партия «Левые» - 5,6 тыс. членов, председатель – Сара Панси).

    Федеральный союз германских обществ «Запад-Восток»

    Федеральный союз германских обществ «Запад-Восток» общественная организация, образованная в октябре 1996 г. для координации деятельности инициативных групп по развитию связей с Россией и другими республиками бывшего СССР. Объединяет более 70 земельных, городских и коммунальных обществ. Свыше 2/3 из них ориентируются на сотрудничество с Россией. Председатель правления - Петер ФРАНКЕ.

    Экономика

    По объему ВВП ФРГ занимает первое место в Европе и четвертое в мире (после США, Китая и Японии). В 2017 г. ВВП составил 3,3 трлн. евро (+ 2,2%).

    В 2017 г. общий объем германского экспорта составил 1,38 трлн. евро, импорта - 1,03 млрд. евро. Основные торговые партнеры: страны ЕС, Китай, США, Великобритания. Россия находится на 13 месте. По итогам 2017 г.: экспорт - 25,9 млрд. евро, импорт - 31,4 млрд. евро.

    Структура экономики ФРГ: сфера услуг - 68,7%, промышленность - 30,5%, сельское, лесное хозяйство и рыболовство - 0,7%.

    Продолжается широкомасштабное финансирование экономического и социального развития восточных земель. В рамках федеральной программы «Пакт солидарности I» в 1993-2004 гг. на эти цели выделено 94,5 млрд. евро. На период с 2005 г. по 2019 г. (по плану) – 156,6 млрд. евро («Пакт солидарности II»).

    Среднее количество занятых по состоянию на май 2018 г. - 44,7 млн. чел. Число безработных - 2,32 млн. чел. или 5,1% трудоспособного населения.

    Инфляция на июнь 2018 г. – 2,1%.

    По данным Федерального статистического ведомства Германии, совокупный государственный долг ФРГ в номинальном выражении по состоянию на конец марта 2018 г. составил 1,948 трлн. евро. Из них 1,232 трлн. евро - федеральный долг, 578,4 млрд. евро - земельный, 137,5 млрд. евро - муниципальный.

    Объем золотовалютных резервов ФРГ, по данным Бундесбанка, по состоянию на конец июня 2018 г. составил 167 млрд. евро. В 2017 г. Бундесбанку удалось досрочно реализовать стратегию по репатриации св. 50% национального золотого запаса (первоначальный рубеж - 2020 г.). В результате во Франкфурте-на-Майне сосредоточено 50,7% его объема, в Нью- Йорке - 36,6%, в Лондоне - 12,7%. Всего Германия располагает 3374 тоннами золота.

    Вооруженные силы

    В соответствии с обязательством по Договору об окончательном урегулировании в отношении Германии ФРГ обязалась сократить свои вооруженные силы до 370 тыс. чел. Реальная численность бундесвера на июль 2018 г. - 178,9 тыс. чел., из них 21,3 тыс. женщин (помимо этого, около 85 тыс. гражданских служащих). Оборонный бюджет в 2017 г. - 37 млрд. евро (2016 г. - 35,1 млрд. евро). Значительная часть бундесвера придана военным структурам НАТО. С 1 июля 2011 г. действует мораторий на всеобщую воинскую повинность - вооруженные силы строятся на наемной основе.

    Генеральный инспектор бундесвера – Эберхард Цорн. Отвечает за разработку и практическую реализацию положений военной доктрины, программ реформирования вооруженных сил, подготовку и руководство военными операциями. Представляет бундесвер на международных военных форумах, в частности, в Военном комитете НАТО.

    В войсковых операциях за рубежом по состоянию на 16 июля 2018 г. задействованы 3536 военнослужащих, в том числе: 1198 - в составе Resolute Support (Афганистан), 936 - в составе MINUSMA (Сенегал, Мали), 360 - KFOR (Косово), 397 - антитеррористической операции против ИГИЛ (Ближний Восток), 102 - Operation Sophia (Средиземное море), 203 - Sea Guardian (Средиземное море), 134 - EUTM Mali (Мали), 117 - UNIFIL (Ливия), 20 - Atlanta (Африканский рог), 15 - UNMISS (Южный Судан), 8 - EUTM SOM (Сомали), 7 - UNAMID (Судан), 3 - MINURSO (Западная Сахара).

    В качестве военных инструкторов, обучающих иракских военных – 133 человека (Северный Ирак).

    По выучке, качеству боевой техники и огневой мощи обычных вооружений (обладание ядерным оружием законодательно запрещено) бундесвер является одной из сильнейших армий Европы.

    Если партия этот барьер не преодолела, но получила 3 или более прямых мандатов, отданные за неё голоса учитываются при распределении мест в бундестаге

    НОУ «Мурманский гуманитарный институт»

    кафедра: теории и истории государства и права

    Контрольная работа

    по Конституционному праву зарубежных стран

    специальность: юриспруденция

    Порядок формирования и компетенция парламента ФРГ

    Дата сдачи работы: исполнитель: студентка Ивлева Н.С.

    III курса, заочного отделения

    Дата проверки работы: Научный руководитель:

    Доц. В. Е. Болтушкин

    Мурманск

    Введение………………………………………………………………… С. 3

    Порядок формирования….……………………………………….……. С. 4

    Организация Бундестага…………………………………………..….. С. 5

    Функции Бундестага…………………………………...…………..….. С. 6

    Формирование Бундесрата…………..………………………………… С. 7

    Организация Бундесрата………………………………………………. С. 8

    Полномочия Бундесрата………………………………………………. С. 9

    Компетенция Бундестаг и Бундесрат………………………………… С. 9

    Заключения…………………………………………………………….. С.17

    Библиографический список………...…………………………............ С. 18

    Введение

    Федеративная Республика Германия. Население – 79.9 млн. человек, по этому показателю Германия занимает второе место в Европе. Национальный состав характеризуется ярко выраженной однородностью, преобладанием немцев.

    Объединенная Германия – федеративное государство, состоящее из 16 равноправных земель. Первые десять земель находятся на территории бывшей ФРГ (старые земли). Остальные, так называемые «новые земли», входили в состав бывшей ГДР. Земля Берлин образована в результате слияния бывшей столицы ГДР Берлина с особой политической единицей – Западным Берлином. Столица Германии – Берлин. Однако, до сих пор парламент и правительство Объединенной Германии расположены в Бонне.

    ФРГ – страна с одной из наиболее развитых в современном мире систем парламентской демократии, обеспечивающей гражданам широкие возможности волеизъявления и реализации своих демократических прав, закрепленных Конституцией. В стране реально обеспечено разделение законодательной, исполнительной и судебной властей.

    В целом можно отметить, что для современной ФРГ характерна достаточно сбалансированная партийно-политическая структура, которая обеспечивает стабильность и прогресс в развитии страны.

    В ФРГ два органа, участвующих в законодательстве: Бундестаг и Бундесрат.

    Бундестаг - законодательный орган Федерации; нижняя палата парламента (Бундесрат немцы парламентом не считают. Согласно же российской доктрине, Бундесрат - одна из палат парламента). Он - представитель немецкого народа.

    Порядок формирования

    Депутаты в Бундестаг избираются на основе всеобщих, равных, прямых, свободных выборов при тайном голосовании сроком на 4 года. ЗО ФРГ не предусматривает избирательных положений. Существует Закон «Об избирательной системе» от 1956 года в редакции 1975 года. Право избирать предоставлено гражданам ФРГ старше 18 лет, проживающим на территории земли не менее 3 месяцев. Избираться же может лицо, старше 18 лет, состоящее в гражданстве ФРГ не менее 1 года, не лишенное активного избирательного права.

    Число депутатов в Бундестаге определено - 656. Однако фактически их всегда больше (сейчас их - 672). Депутатский мандат свободный, депутаты обладают иммунитетом и индемнитетом.

    Существует т.н. “персонализированная пропорциональная” система голосования, которая схожа с российской:

    Половина депутатов (т.е. 328) избирается в избирательных округах по 1 депутату от каждого округа;

    Другая половина - по земельным спискам партий (а у нас по общефедеральному списку).

    Система выборов смешанная. В избирательных округах избранным считается тот кандидат, который получил больше голосов, чем другие (мажоритарная система относительного большинства).

    В многомандатных округах - пропорциональная система. С 1985 года применяется система Хэйра-Нимейера (до 1985 года применялась система Донта). Все “вторые” голоса, поданные за список партии, умножаются на количество мест, подлежащих распределению в парламенте, и делятся на общее количество голосов, поданных за все партийные списки. Полученное целое число - количество мест в парламенте. Остальные места распределяются по принципу наибольшего остатка, а при равенстве остатков - по жребию.

    В распределении мандатов участвуют партии, набравшие в масштабах всей страны не менее 5% голосов избирателей или кандидаты которых победили не менее, чем в 3 избирательных округах.

    Организация Бундестага

    Организует деятельность палаты президент Бундестага, который избирается из числа депутатов, как правило, из крупнейших партий. Президент избирается на весь срок легислатуры; его нельзя ни отозвать, ни переизбрать. Заместителей у президента - по числу фракций, представленных в Бундестаге, столько же секретарей. Президент, его заместители и секретари образуют президиум палаты - как коллегиальный орган, не имеет никаких полномочий. Напротив, Совет старейшин является важным органом Бундестага. Он состоит из президента, его заместителей и 24 членов, назначаемых фракциями парламента, пропорционально их численности. Совет согласует численность комитетов и их персональный состав, осуществляет согласование повестки дня, согласование бюджета парламента, расходов, отведенных для парламента, выносит решения по его внутренним делам.

    В фракции объединяются депутаты, принадлежащие к одной партии. Во фракции ХДС/ХСС ХСС пользуется самостоятельностью. Фракция - это группа депутатов, которая насчитывает более 5% депутатов от общего их числа. Фракции - это не официальные органы Бундестага, но они предрешают итоги голосования. Партийной фракцией руководит правление, куда входят председатель фракции, его заместители и секретари, а также прочие члены. Также образуются рабочие группы по основным направлениям внутренней и внешней политики.

    Комитеты Бундестага могут быть особыми, отраслевыми, следственными.

    Отраслевые:

    Обязательные (те, которые предусмотрены ЗО: по делам ЕС, по иностранным делам, по обороне);

    Факультативные (их число меняется - 23 сейчас).

    Функции Бундестага

    Развитие законодательства;

    Утверждение федерального бюджета;

    Избрание Федерального канцлера;

    Парламентский контроль за деятельностью Федерального правительства;

    Ратификация международных договоров;

    Принятие решений об объявлении состояния обороны ФРГ и др.

    Важнейшая функция - законодательство. В ФРГ законодательной инициативой обладает Правительство (80%), члены Бундестага и Бундесрата. Все законопроекты вносятся на рассмотрение Бундестага. Но Правительство сначала направляет все законопроекты в Бундесрат, который дает заключения. Если законопроект исходит от Бундесрата, то он направляется в Правительство, которое дает заключение, а затем передает его в Бундестаг.

    Все законы рассматриваются Бундестагом в объеме 3 чтений.

    1 чтение - информация о законопроекте, обсуждаются лишь общие принципы законопроекта, затем он передается в комитеты. Но Бундестаг может назначить срок 2го чтения законопроекта и без передачи его в комитеты.

    2 чтение - обсуждается редакция, предложенная комитетом. Проходят дебаты, вносятся изменения. Каждая поправка голосуется.

    3 чтение - поправки могут вносится только от имени фракций, затем проводится голосование по законопроекту в целом.

    Государственное право ФРГ различает следующие виды законов:

    Конституционные - принимаются квалифицированным большинством в обеих палатах;

    -“федеративные” - принимаются простым большинством Бундестага при обязательном согласии Бундесрата;

    И обычные законы - принимаются только Бундестагом, но могут быть опротестованы Бундесратом.

    К числу важнейших полномочий относится и утверждение федерального бюджета. Проект вносится федеральным правительством. Бундестаг может предлагать поправки, но если они предусматривают увеличение расходов или новые расходы, то необходимо согласие Правительства.

    Парламентский контроль за деятельностью Правительства носит ограниченный характер. Бундестаг и его комитеты могут требовать присутствия на своих заседаниях членов Правительства, депутаты могут задавать вопросы Канцлерам и министрам, которые обязаны дать устный ответ. Для этого отводится до 3 часов еженедельно во время сессии парламента. Группы депутатов могут делать большие (по ответу на них предусмотрены дебаты) и малые запросы, на которые должен быть дан письменный ответ в течении 14-ти дней.

    Формирование Бундесрата

    Согласно немецкой правовой доктрине Бундесрат - это федеральный орган, посредством которого немецкие земли участвуют в осуществлении законодательной и исполнительной власти, а также в делах ЕС).

    Бундесрат - не выборный орган (т.е. не вторая палата парламента). В Бундесрат входят члены Правительств земель. Каждая земля имеет не менее 3х голосов:

    Если население земли превышает 2 млн., то земля имеет 4 голоса;

    Каждая земля «присылает» столько членов в Бундесрат, сколько она имеет голосов. Члены Бундесрата назначаются и отзываются правительствами земель. Членство в Бундесрате не может быть совмещено с депутатским мандатом Бундестага.

    Бундесрат не имеет определенного срока полномочий, он также не может быть распущен. Его состав меняется в зависимости от выборов в ландтаги земель. Партийный состав не имеет значения, фракции не образуются, однако группы членов Бундесрата от земель с одной и той же партией блокируются между собой. Голоса земли могут подаваться только согласованно, единым списком.

    Организация Бундесрата

    Бундесрат избирает председателя сроком на 1 год, он созывает заседания, определяет повестку дня, руководит дебатами, решает вопрос о проведении голосования. Председатель обладает административной властью в здании Бундесрата. Он замещает Федерального президента, если тот временно не может выполнять свои функции.

    Существуют постоянные комитеты, в которые входят по 1-му представителю от земли или чиновники земель.

    Полномочия Бундесрата

    Компетенция Бундесрата - законодательство, управление, дела ЕС.

    Участие Бундесрата в законодательной деятельности не всегда обязательно. Бундесрат обязан участвовать в принятии всех конституционных и федеральных законов. В отношении обычных законов он обладает правом протеста.

    При определенных обстоятельствах Бундесрат может стать единственным законодательным органом и тем самым заменить Бундестаг, когда по требованию правительства Федеральный президент вводит состояние законодательной необходимости. Это состояние устанавливается на определенных срок, обычно не более 6 месяцев.

    Бундесрат имеет ряд полномочий в федеральном управлении. В согласии Бундесрата нуждаются многие постановления Федерального правительства, оно обязано держать Бундесрат в курсе текущих дел. Наряду с правительством Бундесрат участвует в федеральном надзоре за землями.

    По вопросам, которые относятся к ведению ЕС, Бундесрат может создать Европейскую палату, решения которой будут приравниваться к решениям Бундесрата.

    На время “чрезвычайного положения” специальный орган - совместный комитет - может замещать парламент. Совместный комитет состоит из 48 членов (2/3 из Бундестага и 1/3 из Бундесрата), он может осуществлять все принадлежащие парламенту права, кроме отмены или внесения поправок в ЗО.

    Компетенция Бундестага и Бундесрата

    Бундестаг считается находящимся в состоянии постоянной сессии и созывается его председателем на пленарные заседания по мере надобности. Заседания Бундестага – открытые, но могут быть закрыты по решению большинства присутствующих депутатов.

    Бундесрат (68 членов) является представительством земель. В Бундесрате создаются руководящие и вспомогательные органы. Заседания созываются председателем по мере надобности.

    Законопроекты вносятся, как правило, в нижнюю палату. Правом законодательной инициативы обладают федеральное правительство, депутаты Бундестага и члены Бундесрата. Законопроекты в Бундестага рассматриваются в трех чтениях. Принятый Бундестагом законопроект передается в Бундесрат. У Бундесрата есть хоть и ослабленное, но право вето.

    Как и в других странах, парламент ФРГ осуществляет контроль за деятельностью исполнительной власти, но правительство несет ответственность только перед Бундестагом. Формой ответственности Канцлера является так называемый конструктивный вотум недоверия, очень затрудняющий его отставку.

    Федеральное правительство. Основные рычаги руководства государством в ФРГ принадлежат правительству, состоящему из Канцлера и министров.

    Федеральный Канцлер избирается Бундестагом по предложению Президента. Избранным считается лицо, которое получит абсолютное большинство голосов в Бундестаге. В назначении федеральных министров парламент участие не принимает. Министры назначаются Президентом по предложению Канцлера и увольняются Канцлером.

    Основные направления федеральной политики определяет Канцлер. Федеральные министры несут ответственность перед Канцлером, который вправе уволить министра, и перед нижней палатой парламента, может выразить вотум недоверия министру.

    Ответственность за деятельность правительства несет Канцлер. С его сменой уходят в отставку и министры.

    Хотя считается, что исполнительной властью обладают Президент и правительство, на деле Президент действует по указаниям правительства. Он является лишь главой государства, а реально исполнительная власть осуществляется правительством.

    Федеральный Президент избирается на 5 лет косвенными выборами –Федеральным собранием, которое состоит из членов Бундестага и такого же количества членов, избранных представительными органами земель пропорционально числу их депутатов в Бундестаге. Президентом может быть избран гражданин, достигший 40 лет, обладающий избирательными правами. Президент не может быть членом парламента, правительства, ландтага земли, местных представительных органов, занимать другие оплачиваемые должности. По Конституции федеральный Президент обладает значительными полномочиями. Он представляет государство, заключает международные договоры, аккредитует дипломатических представителей, назначает федеральных судей, офицеров, осуществляет право помилования и др. Однако для действительности таких актов необходима контрасигнатура Канцлера.

    Ответственность Президента заключается в лишении его данной должности. Это возможно в случае обвинения в умышленном нарушении конституции или закона. Такое обвинение может быть выдвинуто только Бундестагом или Бундесратом.

    Полномочия федерального Президента в случае каких-либо препятствий для исполнения им своих обязанностей осуществляет председатель Бундестага.

    Организация судебной власти в Германии основана на принципе посистемности: не существует какого-то одного высшего судебного органа ни в федерации, ни в землях. Помимо конституционной юстиции – Федерального конституционного суда и конституционных судов земель – действует еще 5 ветвей правосудия: общая, административная, трудовая, финансовая и социальная юстиция.

    Каждая ветвь судебной власти имеет несколько инстанций.

    Суды общей компетенции рассматривают уголовные и гражданские дела. Суды по трудовым спорам – споры между работодателями и работниками. Административные суды – иски граждан к государственным служащим по вопросу о соблюдении прав граждан к государственным служащим и т.д.

    В системе общих судов большую часть уголовных и гражданских дел рассматривает участковый суд, в котором судопроизводство иногда осуществляет единолично судья, а нередко судья и два заседателя.

    Прокуратура в Германии не составляет отдельной системы, а действует при судах, находясь в общем подчинении министра юстиции.

    ФРГ определяется конституцией как демократическое, правовое, социальное государство. Гарантией этого являются положения о том, что вся власть исходит от народа, который осуществляет ее путем выборов и разного рода голосований, а также через специальные органы – законодательные, исполнительные и судебные. Важнейщей гарантией демократии является специальное положение о том, что все граждане имеют право оказывать сопротивление каждому, кто пытается ликвидировать свободный демократический конституционный строй, если для пресечения этого не могут быть использованы другие средства. Концепция правого государства находит свое выражение в нормах, устанавливающих, что все лица, органы и организации, публичные и частные, обязаны подчиняться праву, что суд является назависимым, а чрезвычайные суды не допускаются, что закону нельзя придавать обратную силу.Установлена ответственность государства, его должностных лиц перед гражданином. Тезис о правовом государстве подкрепляется широкими конституционными правами граждан.

    Конституция Германии была принята в 1949 г. За время действия было принято около 400 законов, изменяющих и дополняющих ее, но по существу принципиальным изменениям конституция не подверглась, хотя некоторые изменения назывались конституционной реформой. Конституция Германии отвергает прежние фашистские порядки и исходит из принципов общечеловеческих ценностей: демократии, разделения властей, равенства, справедливости. Она ввела федеративное устройство государства, запретила его изменять.

    Регулируя правовой статус личности, конституция уделяет особое внимание политическим и личным свободам, однако закрепляет и социально-экономические права. Среди социально-экономических и социально-культурных прав конституция называет свободу выбора профессии, места работы, свободу объединения для охраны и улучшения условий труда, право собственности и ее наследования, свободу искусства, науки, образования, свободу преподования. В Основном законе Германии содержится обычный перечень политических прав и свобод: свобода выражения и распространения мнений, свобода печати, свобода доступа к информации, свобода мирных собраний, право на объединение и др. Среди личных прав и свобод конституция называет: право на жизнь и физическую неприкосновенность, на неприкосновенность жилища, на тайну переписки, на свободу передвижения, на свободу совести, равный доступ к государственным должностям независимо от религиозных убеждений и мировозрения. Об обязанностях граждан в конституции содержатся лишь краткие положения. Говорится об обязанности родителей заботиться о детях, закреплена обязанность воинской службы с 18-летнего возраста для мужчин и альтернативной службы для тех, кто отказывается по своим убеждениям от воинской службы с оружием в руках. Конституция говорит о праве убежища. Так же предусмотрены юридические гарантии прав выполения обязанностей. В частности, государство или ведомство, на службе которого состоят лица, нарушившие свои служебные обязанности в отношении третьих лиц, несут ответственность за действия своего служащего.

    В Германии действует десятки партий, в том числе на уровне отдельных земель. Однако среди множества партий ведущая роль принадлежит 5-6 партиям. На правом фланге находится Национально-демократичекая партия, возникшая на базе запрещенной в 1952 г. Националистической партии, Германский народный союз, Республиканская партия. Эти партии не оказывают заметного влияния в обществе, не имеют представительства в Бундестаге, так как не преодолевают пятипроцентный барьер.

    Партией правого центра является правивший в течение полутора десятилетий Христианско-демократический союз, в котором состоит 670 тыс. членов. Идеология этой партии исходит из религиозных заповодей, толкуемых, с одной стороны, с позиций ответственности человека перед Богом, а с другой – с социальных позиций христианского учения.

    Центристкой партией является Свободная демократическая партия. Хотя это и небольшая партия, она до 1998 г. часто играла основную роль при создании правительства. Партией левого центра является Социал-Демократическая партия. Она выступает за социальную справедливость в условиях рыночной экономики, за экологическую перестройку индустриального общества, за методы эволюционных шагов к социализму, против революционных изменений.

    На левом фланге находится Партия Демократического социализма, которая считает себя наследницей Социалистической единой партии. Наиболее целесообразным она считает “средний путь” между капитализмом и социализмом. Интересы части сельского населения выражает небольшая Крестьянская партия, не представленная в парламенте. Существует крестьянские социально-экономические организации, в том числе в общегосударственном масштабе. Их роль в политической жизни невелика.

    После объединения двух германских государств в состав ФРГ входит 16 земель, являющихся ее субъектами, в том числе 3 города – Берлин, Гамбург, Бремен. Между землями существуют различия в уровне экономического развития, в исторических традициях, размерах территории, численности населения. Все земли, назависимо от их размеров, имеют равный статус, что не исключает определенного неравенства их представительства в Бундесрате. Компетенция федерации и земель разделена. Различаются исключительная компетенция федерации. В принципе принята презумпция компетенции земель: полномочия должны осуществляться прежде всего землями, если Основной закон не устанавливает иное. На практике наблюдается значительная централизация.

    Основной закон предусматривает возможность федерального принуждения, если земля не выполняет обязанностей, возлагаемых на нее федеральной конституцией и федеральными законами. В соответствии с концепцией кооперативного федерализма все учреждения федерации и земель должны оказывать друг другу правовую и административную помощь.

    Земли делятся на округа, округа на районы и города, имеющие статус районов, районы делятся на общины. В мелких землях округов нет.

    Положение и организация административно-территориальных единиц регулируется конституциями земель. Они устанавливают, частости, что государство должно предоставлять денежные средства общинам и их объединениям, устанавливать источники доходов, которыми они вправе пользоваться по своему усмотрению. Общины вправе принимать решения по вопросам общинного транспорта, строительства жилья, школ, местных дорого, спортивных сооружений, туризма, и др.

    Во всех административно-территориальных единицах существуют представительные органы, избираемые гражданами на срок от четырех до шести лет. Во главе округа стоит правительственный президент, назначенный правительством земли. Он следит за соблюдением законов. В районе имеется избираемое на срок от четырех до шести лет районное собрание. Глава администрации района – ландрат избирается районным собранием. В общинах население избирает муниципальный совет. Он или непосредственно граждане избирают бургомистра (нередко на длительный срок 8-12 лет).

    Германия активно участвует в международном капиталистическом разделении труда. ФРГ занимает первое место по объему внешней торговли в капиталистическом мире. По объему экспорта промышленных изделий ФРГ занимает первое место среди развитых стран. В германском экспорте доля промышленной продукции занимает около 92%. Основные отрасли страны - химия, машиностроение, автомобилестроение, электроника - добились существенных успехов на электроника - добились существенных успехов на международном рынке. На продукцию этих отраслей приходится свыше половины германского экспорта. ФРГ в существенной степени зависит от внешнего рынка и по линии своего экспорта. По его объему она занимает второе место в мире. В структуре ввоза большой удельные все имеет разнообразное сырье, топливо и с/х продукты.

    Заключение

    Библиографический список

    компетенцию , организацию, порядок деятельности местных... федеральном бюджете ФРГ значительное место...
  • Понятие, структура и функции Парламента Российской Федерации

    Реферат >> Государство и право

    ... порядок формирования Совета Федерации был вновь изменён, и членами верхней палаты Парламента ... представительности, законодательной и контрольной компетенции парламента . О.Н. Булаков подчёркивает, ... например, oт Бундесрата в ФРГ ) полномочиями в отношении всех...

  • Конституционное право зарубежных стран (15)

    Контрольная работа >> Международное публичное право

    Непосредственно устанавливается парламентом (ФРГ ). Вторая точка зрения... парламентов довольно детально определяют по­рядок формирования внутренних органов парламента , их полно­мочия, порядок ... областного регулирования, компетенция и внутренняя организация...

  • Сущность и формирование отношений политического представительства в современной России

    Диссертация >> Философия

    Пример: бундестаг ФРГ , где представительство... привычный для граждан порядок формирования властных структур, стержнем... обеспечить достаточный уровень компетенции ; "разгрузить" при... первого российского парламента ; формирование новых представительных структур...

  • Бундестаг — это парламент Федеративной Республики Германия (Deutscher Bundestag), однопалатный правительственный орган, представляющий интересы всего немецкого народа. Он был создан как преемник Рейхстага согласно закону от 1949 года, а с 1999 года располагается в Берлине. В настоящее время немецкий парламент возглавляет христианский демократ Норберт Ламмерт, занимающий эту должность с 18 октября 2005 года. Именно Бундестаг избирает федерального канцлера, который является главой немецкого правительства.

    Функции

    По своей политической структуре Германия является парламентской республикой, в которой Бундестаг — это наиболее важный орган власти:

    • В сотрудничестве с Бундесратом он занимается законодательной деятельностью, разрабатывая и принимая на федеральном уровне различные законы и поправки в Конституцию. Он также ратифицирует договоры и принимает федеральный бюджет.
    • Бундестаг выполняет функции легитимизации других органов власти, в том числе голосует за кандидата на должность федерального канцлера, а также участвует в выборах федерального президента и судей.
    • Осуществляет надзор за деятельностью правительства, которое обязано перед ним отчитываться, а также контролирует перемещения вооружённых сил страны.

    Место дислокации

    После воссоединения Германии Бундестаг переехал в здание Рейхстага, построенное в конце XIX века и реконструированное архитектором С 1949 по 1999 год заседания проходили в Бундесхаузе (Бонн).

    Здания, в которых расположены принадлежащие парламенту офисы, построены рядом друг с другом по обеим сторонам реки Шпрее и по-немецки называются Paul-Löbe-Haus и Marie-Elisabeth-Lüders-Haus в честь двух видных парламентариев-демократов.

    Выборы

    На выборах в парламент Германии мажоритарный элемент не участвует в распределении мест между партиями, кроме случаев, когда одна из партий по одномандатной системе получает большее количество депутатов, чем она получила бы на основе одной только системы партийных списков. В таких случаях партия может получить определённое количество дополнительных мандатов (Überhangmandate). К примеру, 17-й Бундестаг, который начал работать 28 октября 2009 года, состоит из 622 депутатов, из них 24 являются обладателями дополнительных мандатов.

    Роспуск парламента

    Федеральный президент (Bundespräsident) имеет право распустить Бундестаг в двух случаях:

    1. Если сразу после созыва, а также в случае смерти или отставки канцлера Федеративной Республики Германия, Бундестаг не может избрать нового канцлера абсолютным большинством голосов (статья 63, пункт 4, Основного закона ФРГ).
    2. По предложению канцлера, если Бундестаг принимает отрицательное решение по вопросу о доверии, поставленному этим канцлером на голосование (статья 68, пункт 1). Такая ситуация уже возникала в 1972 году, при канцлере Вилли Брандте и президенте Густаве Хайнеманне, а также в 1982-м, когда канцлером был Гельмут Коль, а президентом Карл Карстенс. В обоих случаях в результате голосования канцлеру было отказано в доверии, после чего должны были состояться новые выборы. 16 февраля 1983 года Конституционный суд отменил решение об отказе в доверии.

    Отставка Герхарда Шрёдера

    22 мая 2005 года, после поражения своей партии на региональных выборах в Северном Рейне-Вестфалии, канцлер Герхард Шрёдер объявил о намерении поставить на голосование вопрос о доверии, чтобы предоставить президенту «всю власть, необходимую для преодоления текущего кризисного состояния».

    Как и следовало ожидать, Бундестаг ФРГ отказал в доверии (за: 151 голос, против: 296 голосов, воздержались: 148 голосов). После подал официальное прошение о роспуске Бундестага на имя федерального президента Хорста Кёлера. 21 июля 2005 года президент издал указ распустить парламент и назначил дату выборов на 18 сентября, первое воскресенье после школьных каникул и последнее воскресенье, не выходящее за рамки установленного конституцией срока в 60 дней. 23 и 25 августа Конституционный суд отклонил апелляции, поданные тремя небольшими партиями, а также депутатами Еленой Хоффман из СДПГ и Вернером Шульцем из партии "Зеленых".

    Структура Бундестага

    Бундестаг — это орган, наиболее важными структурными подразделениями которого являются парламентские группы, которые называются фракциями. Парламентские группы занимаются организацией работы законодательной власти. Например, они готовят работу комиссий, вносят законопроекты, поправки и т.д.

    Каждая фракция состоит из председателя (Fraktionsvorsitzender), нескольких вице-президентов и президиума, который собирается каждую неделю. Во время дебатов и при голосовании традиционно принято соблюдать строгую партийную дисциплину (Fraktionsdiziplin). Парламент Германии примечателен тем, что голосование в нём обычно осуществляется по знаку председателя парламентской фракции.

    В состав Бундестага также входят Совет старейшин (Ältestenrat) и Президиум. Совет состоит из Президиума и 23 старейшин (лидеров парламентских групп). Он обычно используется для проведения переговоров между партиями, в частности по вопросам председательства в парламентских комитетах и повестки дня. Что касается президиума, то в него входят как минимум председатели и вице-председатели от каждой фракции.

    Каждому министерству соответствует один парламентский комитет (в настоящее время их число равно 21). Общее руководство осуществляет председатель Бундестага, в настоящее время эту должность занимает Норберт Ламмерт.

    Центральные органы государственной власти Германии

    По смыслу конституции ФРГ система органов государственной власти базируется на принципе разделения властей, хотя сам термин в основном законе прямо не упоминается. Законодательная власть принадлежит Бундестагу; исполнительная – федеральному президенту (в небольшой степени) и Федеральному правительству; правосудие осуществляется Федеральным конституционным судом, Федеральным верховным судом (официально именуемым Федеральной судебной палатой) и иными судами.

    Парламент

    По смыслу основного закона и согласно теоретическим концепциям ученых ФРГ, парламент в стране однопалатный; им является Бундестаг, осуществляющий законодательную и иную деятельность. "Бундестаг, – пишут германские ученые Г.Клайн и В.Цее, – является парламентом Федеративной Республики Германии. Принимаемые им решения исходят от народа"*. Бундесрат, через посредство которого субъекты федерации участвуют в законодательстве и управлении страной, является, по мнению ряда немецких теоретиков, органом "верховной бюрократии земель" и не рассматривается ни в основном законе, ни в научных работах в качестве второй палаты парламента.

    Однако ряд германских ученых и российские теоретики, причем не без веских оснований, полагают, что парламент в ФРГ состоит из двух палат – Бундестага (нижняя) и Бундесрата (верхняя ), не имеющих равного статуса; последнее обстоятельство находит свое выражение в порядке формирования палат, сроках полномочий, объеме полномочий и т.д.

    Бундестаг избирается на 4 года путем всеобщих, прямых, равных выборов. Депутаты Бундестага, согласно основному закону, являются представителями всего народа, не связаны наказами или указаниями и подчиняются лишь своей совести (свободный мандат) – ст. 38 и 39 основного закона.

    Члены Бундесрата назначаются правительствами земель из своего состава и отзываются таким же образом. Каждая земля располагает в Бундесрате числом мест, неточно пропорциональным количеству проживающего к ней населения. Земли имеют в этом органе по меньшей мере три голоса; земли с населением свыше двух миллионов жителей – четыре голоса; с населением свыше шести миллионов жителей – пять голосов; с населением более семи миллионов – шесть голосов. Каждая земля может послать столько членов, сколько она имеет голосов.

    При этом голоса земли (что обеспечивает формальное равенство субъектов федерации) могут подаваться только согласованно (ст. 51). Срока полномочий Бундесрата конституция не устанавливает. Его члены имеют императивный мандат; правительства земель указывают своим представителям, как они должны голосовать по обсуждаемым вопросам.

    Бундестаг выбирает своего председателя (дословно – президента), его заместителей и секретарей. Председатель осуществляет распорядительные права в здании Бундестага и обладает в нем полицейской властью; без разрешения председателя в помещениях палаты на может проводиться ни обыск, ни выемка (ст. 40 основного закона). Бундестаг создает постоянные комитеты, иные вспомогательные органы; он вправе образовывать следственные комитеты (ст.ст. 45-а, 45-6, 45-в основного закона).

    Бундестаг принимает свой регламент. Ныне действующий регламент 1952 г. в редакции 1986 г. с последующими изменениями и дополнениями подробно урегулировал вопросы выборов председателя, его заместителей и секретарей, деятельности руководящих органов Бундестага, организации фракций и групп депутатов, прав и обязанностей депутатов, деятельности Бундестага, организации и деятельности комитетов Бундестага и иных создаваемых им органов, законодательного процесса и ряд других.

    Заседания Бундестага открытые; решением большинства 2/3 депутатов они могут быть объявлены закрытыми. Решения принимаются большинством присутствующих депутатов. Закон об изменении основного закона нуждается в согласии 2/3 депутатов Бундестага и 2/3 голосов Бундесрата (ст. 42, 79 основного закона).

    Депутат ни в коем случае не может быть подвергнут преследованию в судебном или административном порядке или иным образом привлечен к ответственности вне Бундестага за свое голосование или высказывание в Бундестаге или в одном из его комитетов (это не относится к оскорблениям клеветнического характера).

    Привлечение депутата к ответственности или арест возможны лишь с согласия Бундестага, за исключением случаев задержания при совершении деяния или в течение следующего дня и т.д.

    Бундесрат избирает своего председателя сроком на 1 год (ст. 52),

    Бундесрат принимает свой регламент. В настоящее время действует регламент 1966 г. в редакции 1988 г., в котором регламентированы общие положения (о членах Бундесрата, легислатуре и т.д.), об образовании и правовом положении органов Бундесрата (президиум, комитеты, секретариат т.д.), о заседаниях Бундесрата (подготовка, созыв, руководство, кворум и т.д.), о производстве в комитетах, о производстве по делам Европейского Сообщества и т.д.

    Созывает Бундесрат его председатель; он обязан созвать его по требованию представителей не менее 2-х земель или Федерального правительства (ст. 52 основного закона).

    Бундесрат принимает свои решения по меньшей мере большинством голосов.

    Заседания Бундесрата публичны; публичность может быть исключена.

    Члены Бундесрата не могут быть одновременно депутатами Бундестага.

    Парламент ФРГ осуществляет законодательные полномочия. Конституция 1949 г. разделяет компетенцию между федерацией и землями. Он принимает законы в сфере исключительной компетенции федерации и конкурирующей компетенции федерации и земель, а также по вопросам, по которым федерация может издавать общие правовые предписания (ст.ст. 71-75, 77 и др. основного закона).

    Законопроекты, согласно Конституции, вносятся в Бундестаг Федеральным правительством, депутатами Бундестага ил Бундесратом (абз. 1 ст. 76). Законопроекты Федерального правительства подлежат внесению сначала в Бундесрат, который имеет право высказаться о них в течение 6 недель. Проект, определенный Федеральным правительством при внесении в Бундесрат как особо срочный, оно может по истечении 3 недель передать в Бундестаг, даже если мнение Бундесрата по этому проекту еще не получено; мнение Бундесрата в таком случае должно быть немедленно по получении направлено в Бундестаг. Проекты Бундесрата должны направляться в Бундестаг через Федеральное правительство, которое в течение 3 месяцев обязано высказать по ним свою точку зрения. Законопроекты могут вносить и группы депутатов Бундестага (одна из фракций, либо не менее 5% депутатов, что установлено в регламенте Бундестага).

    Законопроекты рассматриваются в трех чтениях: на 1-м из них, как правило, обсуждаются основные положения проекта, в конце 1-го чтения законопроект передается в один из комитетов Бундестага; 2-е чтение включает в себя обсуждение каждой статьи проекта, внесение в него изменений; по окончании 3-го чтения проводится голосование по законопроекту. Принятый Бундестагом закон должен быть немедленно передан в Бундесрат. Если Бундесрат дает согласие, закон, принятый Бундестагом, считается вступившим в силу. Если у него имеются дополнения или изменения, то Бундесрат может в течение 3-х недель с момента получения принятого Бундестагом закона потребовать созыва комитета, образуемого из депутатов Бундестага и Бундесрата для совместного обсуждения проектов. Если для принятия закона согласие Бундесрата обязательно*, то созыва комитета могут потребовать Бундестаг и Федеральное правительство. Если комитет предложит внести изменения в принятый Бундестагом законопроект, то Бундестаг должен вновь принять решение по такому законопроекту. Если для принятия закона согласия Бундесрата не требуется, он может по окончании вышеупомянутой процедуры, в течение 2-х недель заявить протест против принятого Бундестагом закона. В случае, если протест принят большинством голосов Бундесрата, то он может быть отклонен решением большинства депутатов Бундестага (ст. 77).

    Отличительной особенностью законодательной процедуры в ФРГ является предоставленное Бундесрату право, практически без согласия Бундестага, принимать законы в условиях т.н. состояния законодательной необходимости, если Федеральное правительство считает такой законопроект неотложным (ст. 81 основного закона). Названная процедура является подтверждением считать Бундесрат верхней палатой парламента.

    Парламент ФРГ может делегировать Федеральному правительству, федеральному министру или правительству земли право издания актов по вопросам, входящим в законодательную компетенцию. При этом в законе должны быть определены содержание, цели и объем предоставленного полномочия. При делегации полномочий требуется согласие Бундесрата в отношении правовых постановлений Федерального правительства или федерального министра об основных принципах и тарифах при использовании федеральных железных дорог и учреждений почты и телеграфа; такое же согласие требуется при издании на основании делегирующего закона таких правовых постановлений, которые нуждаются в согласии Бундесрата или выполняются землями по поручению федерации либо в порядке их собственной компетенции.

    Бюджет ФРГ принимается парламентом с соблюдением обычной законодательной процедуры. Он должен быть представлен Федеральным правительством не позднее начала сентября. Важнейшую роль в этом процессе играет постоянная комиссия по финансам Бундесрата и бюджетная комиссия Бундестага.

    Члены Федерального правительства несут коллективно и индивидуально политическую ответственность перед Бундестагом. В ФРГ Бундестаг может сместить канцлера путем выражения ему так называемого конструктивного вотума недоверия, т.е. путем избрания преемника главы правительства. Известна и форма контроля в виде вотума доверия. Вопрос о вотуме доверия ставится канцлером. Если предложение федерального канцлера о выражении ему доверия не встречает согласия большинства членов Бундестага, то федеральный президент может по предложению федерального канцлера в течение 21-го дня распустить Бундестаг. Право на роспуск прекращается, как только Бундестаг большинством своих членов изберет другого федерального канцлера.

    Парламент ФРГ ратифицирует международные договоры, если они затрагивают политические отношения федерации или вопросы компетенции федерации. Некоторые международные соглашения административного характера требуют согласия Бундесрата.

    Парламент ФРГ может объявить состояние обороны в случае, если федерация подверглась агрессии или ей угрожает такая агрессия. Если Бундестаг в это время не может собраться, то совместный комитет из 33 членов (2/3 членов Бундестага и 1/3 членов Бундесрата) принимает решения. Они могут быть отменены Бундестагом с согласия Бундесрата.