Поручение президента российской федерации. Поручение президента рф владимира путина по вопросам общего образования

Перечень поручений Президента Российской Федерации по результатам проверки исполнения законодательства и решений Президента Российской Федерации по вопросам организации погребения и похоронного дела, проведенной Контрольным управлением Президента...

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОРУЧЕНИЕ

Перечень поручений Президента Российской Федерации по результатам проверки исполнения законодательства и решений Президента Российской Федерации по вопросам организации погребения и похоронного дела, проведенной Контрольным управлением Президента Российской Федерации


УТВЕРЖДАЮ
Президент
Российской Федерации
В.Путин


В целях повышения уровня доступности, качества и удовлетворенности граждан услугами по погребению умерших:

1. Правительству Российской Федерации совместно с высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации разработать и реализовать комплекс мер, предусматривающих, в том числе:

а) организацию оказания гарантированного перечня услуг по погребению умерших на безвозмездной основе по принципу "одного окна" с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;

б) проведение инвентаризации действующих и неблагоустроенных (брошенных) мест погребения (кладбищ) для исключения искусственного дефицита мест погребения и в случае необходимости резервирование земель для размещения мест погребения в рамках территориального планирования;

в) государственную регистрацию прав собственности на существующие места погребения, включая неблагоустроенные (брошенные) места погребения.

, далее - один раз в полугодие.

Ответственные: Медведев Д.А., высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

2. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить определение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере похоронного дела;

б) для формирования единообразного подхода к организации похоронного дела в субъектах Российской Федерации разработать на федеральном уровне методические рекомендации по вопросам:

создания и деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела, в том числе требования к их материально-техническому оснащению и наличию квалифицированного персонала;

определения стоимости услуг, включенных в гарантированный перечень услуг по погребению умерших, возмещаемой специализированной службе по вопросам похоронного дела, и стандартов их качества;

осуществления учета граждан, ответственных за места захоронения;

в) завершить разработку и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроект о похоронном деле, предусмотрев в нем, в том числе:

закрепление за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий по организации похоронного дела;

формирование единой системы учета мест погребения (кладбищ) и мест захоронения (могил) и порядка ее функционирования, сбора, хранения и выдачи информации о наличии, составе, местоположении и техническом состоянии таких мест;

контроль за деятельностью специализированных служб по вопросам похоронного дела;

г) проработать вопрос о предоставлении (резервировании) участков для погребения умерших на платной основе, в том числе для создания семейных (родовых) захоронений, только на специально созданных коммерческих кладбищах.

Доклад - до 1 декабря 2017 г.

Ответственный: Медведев Д.А.

3. Генеральной прокуратуре Российской Федерации совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации провести комплексную проверку соблюдения законодательства при организации похоронного дела и оказании услуг по погребению умерших, по результатам которой разработать и утвердить план мероприятий, направленных на ликвидацию теневого рынка услуг.

Доклад - до 1 декабря 2017 г.

Ответственный: Чайка Ю.Я., Колокольцев В.А.

Информация о результатах проверки исполнения законодательства и решений Президента Российской Федерации по вопросам организации погребения и похоронного дела


В соответствии со Сводным планом контрольных мероприятий, осуществляемых самостоятельными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации и полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах, на первое полугодие 2017 г. Контрольным управлением Президента Российской Федерации совместно с аппаратами полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах проведена проверка исполнения законодательства и решений Президента Российской Федерации по вопросам организации погребения и похоронного дела.

В Российской Федерации ежегодно уходит из жизни в среднем 2 млн. человек. Государством гарантируется предоставление основных услуг по погребению умерших на безвозмездной основе (далее - гарантированные услуги) либо выплата социального пособия на погребение. На эти цели за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов расходуется порядка 20 млрд. рублей в год. В свою очередь, по данным Росстата, объем рынка платных ритуальных услуг в 2015 году составил 60 млрд. рублей.

Согласно Федеральному закону "О погребении и похоронном деле" нормативно-правовое регулирование в сфере погребения и похоронного дела осуществляется на основании данного федерального закона, других нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и других нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем в названной сфере не завершено формирование понятийного аппарата. В частности, не установлены понятия "специализированная служба по вопросам похоронного дела", "семейное (родовое) захоронение" и ряд других.

Кроме того, проверка показала, что в условиях регулирования наиболее важных вопросов организации похоронного дела на муниципальном уровне граждане сталкиваются с избыточностью процедур по оформлению необходимых для погребения документов, низким качеством ритуальных услуг, отсутствием квалифицированных ритуальных агентов, навязыванием дорогостоящих услуг, вымогательством и другими нарушениями.

Для организации похорон граждане вынуждены оформлять более 5 документов в различных инстанциях, в том числе в учреждениях здравоохранения, органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, органах местного самоуправления, специализированных службах по вопросам похоронного дела (далее - специализированные службы), межведомственное взаимодействие которых отсутствует. Перемещения заявителей между названными учреждениями с учетом очередей и волокиты при оформлении документов по сути представляют собой "похоронный марафон".

Проверка показала, что условия для предоставления гарантированных услуг в значительной части муниципальных образований не созданы. Так, надлежащее информирование граждан о полагающихся им гарантированных услугах не обеспечивается, более того, отмечаются случаи отказа в их предоставлении (Республика Крым, Ростовская и Тюменская области). В результате гарантированными услугами пользуются не более 20% родственников.

В большинстве муниципальных образований республик Бурятия, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Краснодарского края, Самарской, Тамбовской, Ульяновской областей и ряда других регионов не утверждены требования к качеству гарантированных услуг.

В свою очередь, установленные органами местного самоуправления требования к качеству одних и тех же гарантированных услуг (похоронные принадлежности, их доставка) существенно различаются даже в пределах одного региона.

Так, в Республике Коми в городских округах Сыктывкар, Сосногорск и Ухта предусмотрено предоставление необитого деревянного гроба, а в муниципальных районах Прилузский и Усть-Куломский - деревянного гроба, обитого тканью. В муниципальных районах Шебекенском и Ракитянском Белгородской области организация погрузочно-разгрузочных работ и укладывание тела умершего в гроб осуществляются представителем умершего, а в Старооскольском городском округе - рабочими специализированной службы. В г.Бийске Алтайского края в рамках гарантированных услуг предоставляется необитый гроб, изготовленный из необрезного пиломатериала, а в Змеиногорском районе - обитый тканью, в г.Белокуриха - обитый бархатом.

Действующим законодательством предусмотрено оказание услуг по погребению умерших специализированными службами. Вместе с тем в настоящее время из 7881 организации различной организационно-правовой формы, оказывающей ритуальные услуги, лишь 2016 организаций - это специализированные службы.

При этом деятельность коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих оказание данных услуг на платной основе, не урегулирована. Порядок взаимодействия специализированных служб с коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями также не определен.

Фактически в каждом шестом муниципальном районе и городском округе специализированные службы не созданы (Краснодарский и Хабаровский края, Амурская, Курганская, Челябинская области) либо их функции возложены на непрофильные учреждения, осуществляющие деятельность в сферах транспорта и теплоснабжения (республики Коми, Мордовия и Татарстан, Амурская и Магаданская области). Часто их функции передаются коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям (Приморский край и Тюменская область).

В большинстве случаев специализированные службы не располагают необходимым для оказания ритуальных услуг материально-техническим и кадровым потенциалом (Республика Адыгея, Краснодарский край, Астраханская, Ростовская области).

В этих условиях ритуальные агенты навязывают родственникам умерших дорогостоящие услуги и похоронные принадлежности, как правило, без должного оформления (например, в г.Москве). Стоимость таких услуг существенно превышает размер социального пособия (в отдельных случаях - более чем в 10-15 раз), что делает их недоступными для граждан. В итоге образовался неучтенный рынок ритуальных услуг, ежегодный оборот которого, по оценкам специалистов, составляет 120-150 млрд. рублей.

В отсутствие должного регулирования сложилась практика предоставления (резервирования) земельных участков на платной основе для организации семейных (родовых) захоронений (Красноярский край, Самарская область). При этом их стоимость в отдельных случаях превышает 1 млн. рублей.

Более того, в отсутствие необходимого регионального законодательства в ряде муниципальных образований республик Адыгея и Марий Эл, Брянской, Кировской и Курской областей предоставление земельных участков для создания семейных (родовых) захоронений, в том числе на платной основе, регулируется муниципальными правовыми актами.

Проверка показала, что зачастую отсутствуют различия между установленными размерами земельных участков, гарантируемых в целях погребения, предоставляемых на бесплатной основе и за плату, либо эти размеры отличаются незначительно (Приморский край, Тверская область). В результате земельные участки, подлежащие предоставлению на безвозмездной основе, выделяются за плату якобы под такие захоронения (г.Москва, Калининградская, Нижегородская области).

В этой связи требуется проработать вопрос о предоставлении (резервировании) участков для погребения умерших на платной основе, в том числе для создания семейных (родовых) захоронений, только на специально созданных коммерческих кладбищах.

В соответствии в законодательством специализированным службам возмещается стоимость гарантированных услуг в размере, установленном органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации возмещается стоимость указанных услуг в пределах фиксированного размера (с 1 февраля 2017 г. - 5,6 тыс. рублей).

В ходе проверки установлено, что, несмотря на обязанность органов местного самоуправления устанавливать стоимость гарантированных услуг, на сегодняшний день она не определена в значительном количестве муниципальных образований (республики Бурятия, Марий Эл и Мордовия, Пермский край, Астраханская, Оренбургская, Пензенская, Ульяновская области и другие регионы).

В свою очередь, в отсутствие единой методики формирования стоимости гарантированных услуг ее размер существенно варьируется даже в регионах, расположенных в пределах одного федерального округа. Так, максимальная стоимость таких услуг в Республике Саха (Якутия) составляет 47,2 тыс. рублей, а в Чукотском автономном округе - 158,9 тыс. рублей, в Ханты-Мансийском автономном округе - 15,9 тыс. рублей, а в Ямало-Ненецком автономном округе - 55,1 тыс. рублей.

При этом стоимость гарантированных услуг, предоставляемых в пределах одного региона, зачастую не соответствует их качеству. В Сахалинской области в рамках гарантированных услуг в Охинском городском округе предоставляется гроб без обивки тканью стоимостью 2737 рублей, а на территории Анивского городского округа - гроб с обивкой стоимостью 1754 рублей. В Тюменской области в Сладковском муниципальном районе стоимость деревянного гроба с обивкой тканью составляет 2000 рублей, а в Тобольском и Уватском муниципальных районах - из необрезного материала древесины хвойных пород - 2245,8 и 2800,4 рубля соответственно.

Законодательно за родственниками и близкими умершего закреплено право на получение социального пособия на погребение взамен гарантированных услуг. Однако размер такого пособия (5,6 тыс. рублей) зачастую существенно ниже стоимости гарантированных услуг. Так, в г.Нарьян-Маре и г.Магадане стоимость гарантированных услуг в 3 и 5 раз соответственно превышает размер социального пособия.

Решению вышеназванных проблем могла бы способствовать организация оказания гарантированных услуг по принципу "одного окна". Для обеспечения контроля за оказанием ритуальных услуг, включая гарантированные, а также осуществлением выплат социального пособия на погребение, предоставлением участков для захоронений возможно использование страхового номера индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования.

Законодательством установлено, что в целях обеспечения захоронения тел умерших создаются места погребения на отведенных в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участках земли с сооружаемыми на них кладбищами, стенами скорби, крематориями, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Органами местного самоуправления определяется порядок деятельности общественных кладбищ.

Вместе с тем, как показала проверка, в ряде муниципальных образований, расположенных на территории Республики Мордовия, Архангельской, Оренбургской, Омской, Ульяновской областей и других регионов, указанный порядок органами местного самоуправления не утвержден.

Строительство новых и расширение действующих мест погребения (кладбищ) осуществляются органами местного самоуправления неудовлетворительно. Нарушения норм законодательства при размещении новых мест погребения допущены в значительном количестве муниципальных образований. Например, в ряде муниципальных образований Республики Татарстан, Камчатского края, Астраханской, Волгоградской и Ростовской областей они размещены на земельных участках, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, а не специального использования. В Астраханской области выявлено 33 таких земельных участка, в Волгоградской области - 138, Ростовской области - 62. При этом органами местного самоуправления не принимаются должные меры по изменению их целевого назначения.

Неудовлетворительно исполняются органами местного самоуправления большинства субъектов Российской Федерации полномочия по содержанию существующих общественных кладбищ в части соблюдения санитарных норм, в том числе наличия на кладбищах канализования и водоснабжения, благоустройства территории, зеленых насаждений, системы дренажа, подъездных путей и стоянки автотранспортных средств, обваловки территории.

Нарушения указанных санитарных норм выявлены в значительном количестве муниципальных образований практически всех субъектах Российской Федерации. Так, в г.Анапе Краснодарского края санитарным требованиям не соответствуют 35 из 43 кладбищ, в Астраханской области - 307 из 390.

В большинстве субъектов Российской Федерации не организована работа по инвентаризации мест захоронения, поиску и регистрации лиц, ответственных за такие места (Республика Адыгея, Астраханская и Свердловская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа). Отсутствие достоверных сведений о наличии мест захоронений порождает их искусственно создаваемый дефицит.

По данным Минстроя России, в настоящее время насчитывается более 80 тыс. кладбищ, а, по оценкам специалистов, их количество с учетом брошенных и бесхозяйных в разы превышает указанный показатель. Государственный кадастровый учет кладбищ и земельных участков, на которых они расположены, не обеспечивается. Факты отсутствия регистрации, непостановки на кадастровый учет земельных участков выявлены в муниципальных образованиях большинства субъектов Российской Федерации. Например, в Республике Адыгея из 223 земельных участков, на которых расположены кладбища, на государственный кадастровый учет поставлено 140, в г.Ялте Республики Крым из 27 - только 13.

В этой связи имеется необходимость законодательно определить порядок функционирования единой системы учета, сбора, хранения и выдачи информации о наличии, составе, местоположении и техническом состоянии мест захоронения и кладбищ. Должна быть обеспечена ее общедоступность и прозрачность, в том числе сведений о наличии заброшенных могил и свободных участков.

Такая система предоставит уполномоченным органам точные сведения о наличии заброшенных могил и свободных участков и позволит оптимизировать работу по резервированию земель для создания новых и расширения существующих территорий для погребения, постановке их на государственный кадастровый учет и оформлению на них прав собственности.

Эффективный контроль в сфере похоронного дела отсутствует. Имеет место сращивание интересов ритуальных агентов и интересов работников органов местного самоуправления, правоохранительных органов, учреждений здравоохранения и специализированных служб (Свердловская, Тюменская области, г.Санкт-Петербург).

Предусмотренная законодательством возможность создания при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления попечительских (наблюдательных) советов по вопросам похоронного дела в целях осуществления общественного контроля за деятельностью в этой сфере не использована в муниципальных образованиях большинства субъектов Российской Федерации.

Существующий статистический инструментарий в сфере похоронного обслуживания является недостоверным и неполным. Статистические показатели количества захоронений и кремаций меньше показателя количества умерших на 130 тыс. единиц. Кроме того, он не содержит, в том числе, показателей финансирования, выделяемого на оказание гарантированных услуг и содержание мест погребения.

Несмотря на отмеченные недостатки, разработка федерального закона, направленного на совершенствование регулирования похоронного дела, осуществляется уже свыше 3 лет. Более того, отсутствует федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в этой сфере.

Учитывая изложенное, полагаем целесообразным поручить Правительству Российской Федерации принять меры по устранению отмеченных в ходе проверки недостатков.

Контрольное управление
Президента Российской Федерации



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Перечень поручений Президента Российской Федерации по результатам проверки исполнения законодательства и решений Президента Российской Федерации по вопросам организации погребения и похоронного дела, проведенной Контрольным управлением Президента Российской Федерации

Название документа:
Номер документа: Пр-1330
Вид документа: Поручение Президента РФ
Принявший орган: Президент РФ
Статус: Действующий
Опубликован: Документ опубликован не был
Дата принятия: 09 июля 2017
Дата начала действия: 09 июля 2017

Президент Российской Федерации Владимир Путин поручил премьер-министру Дмитрию Медведеву обеспечить контроль за систематическим обновлением содержания школьного образования, а также за снижением внеучебной нагрузки на школьников.

Поручение
Д.А.Медведеву

Обеспечьте:

контроль за реализацией комплекса мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования на основе результатов мониторинговых исследований и с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов учащихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных условиях;

нормативно-правовое закрепление положения о корректировке федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и примерных основных общеобразовательных программ, в том числе перечня учебных предметов, при наличии научного обоснования необходимости такой корректировки в соответствии с приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации и планом реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации;

осуществление мер по интеграции учебной и воспитательной работы в рамках реализации основных общеобразовательных программ, а также по снижению внеучебной нагрузки на учащихся за счет повышения их заинтересованности и максимального вовлечения в образовательный процесс, использования современных технологий, средств обучения и воспитания.

Рассказать друзьям:

Вконтакте

Одноклассники

12 / 02 / 2017

Показать обсуждение

Обсуждение

Комментариев пока нет

30 / 01 / 2020

Советник президента России Александра Левицкая считает целесообразным создание в нацпроекте "Образование" раздела о подготовке педагогических кадров.

27 / 01 / 2020

Тем, кто хочет стать эффективным менеджером образования! Объявляется набор на программу профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании». Программа «Менеджмент в образовании» направлена на формирование способов управленческой деятельности на основе современных теорий и практик менеджмента; на формирование, развитие и совершенствование у слушателей профессиональных компетенций,...

27 / 01 / 2020

Несмотря на большой педагогический опыт и интерес к работе в школе, мы все больше погружаемся в научное пространство университета. Большое влияние на нас оказало участие в 2018 и 2019 году в Неделе Памяти Т.И. Шамовой и затем в „Шамовских педагогических...

24 / 01 / 2020

12-16 января 2020 г. по приглашению чартерной школы Global Village Academy (г. Денвер, штат Колорадо, США) зав. лабораторией междисциплинарных филологических проектов в образовании, доц. кафедры методики преподавания русского языка, д.пед.н. О.Е. Дроздова проводила мастер-классы для американских коллег – учителей русского...

23 / 01 / 2020

В рамках модернизации профориентационной работы кафедра экономической теории и менеджмента организована систематическая работа с обучающимися ГБОУ СОШ № 1095 (Северо-Восточный административный округ), которую ведёт к.и.н., доцент Шатаева О.В. Работа проводится в учащимися 7-8-х классов, для которых организована «Малая академия экономики...

23 / 01 / 2020

Кафедра экономической теории и менеджмента продолжает развивать сотрудничество со школами г. Москвы. 22 января в школе № 1095 в рамках работы «Малой академии экономики и права» доцентами кафедры Шатаевой О.В. и Николаевым М.В. был организован урок на тему «Экономика...

22 / 01 / 2020

Новый премьер-министр России Михаил Мишустин представил Владимиру Путину обновленный состав кабинета министров, который президент одобрил.


22 / 01 / 2020

Академику РАО, доктору психологических наук, профессору, почётному профессору МПГУ, научному руководителю кафедры психологии развития личности Валерии Сергеевне Мухиной 85 лет. 22 января 2020 г. празднует 85 лет Валерия Сергеевна Мухина – ведущий отечественный психолог с мировым именем; действительный член Российской...

21 / 01 / 2020

Завершено формирование программы XII Шамовских чтений Научной школы управления образовательными системами. Тема 2020 года – «Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации». По традиции, 25 января последователи и сторонники научных идей Татьяны Ивановны Шамовой собираются в лучших современных...

20 / 01 / 2020

Президент России Владимир Путин поручил правительству РФ и главам регионов подготовить предложения по совершенствованию подготовки преподавателей языков народов РФ и литературного чтения на этих языках.

19 / 01 / 2020

17 января 2020 года по инициативе кафедры методики преподавания русского языка Института филологии Московского педагогического государственного университета состоялось чествование профессора Татьяны Михайловны Пахновой в связи с 60-летием ее педагогической деятельности.

17 / 01 / 2020

Уже третий год преподаватели русского языка как иностранного кафедры довузовского обучения РКИ Института Филологии работают в Московском институте искусств в Китае. Вэйнань стал интереснейшей методической площадкой не только для русистов, но и музыкантов, художников, психологов и педагогов нашего университета.

14 / 01 / 2020

Перед началом зимней сессии на кафедре управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой состоялась защита курсовых работ по дисциплине «Технология подготовки экспертных заключений» (Руководитель – доц. Сергей Владимирович Усков). Магистранты подготовили и представили к защите методические разработки, обосновывающие и описывающие процедуры...

13 / 01 / 2020

Министр просвещения Ольга Васильева возрождает лучшие традиции российского образования, заявили опрошенные РИА Новости накануне юбилея главы Минпросвещения эксперты, отметив также важность ее предложения по возвращению в педагогические вузы специалитета и работу, направленную на повышению престижности профессии учителя.

13 / 01 / 2020

Сегодня профессиональное сообщество, коллеги и близкие российского политика, историка, религиоведа Ольги Васильевой поздравляют главу ведомства с днем рождения.

10 / 01 / 2020

Один из старейших отечественных педагогических журналов «Литература в школе», ведущий свою историю с 1914 года, с января 2020 года будет издаваться в Московском педагогическом государственном университете.

06 / 01 / 2020

Викинги, Ганс Христиан Андерсен и памятник Русалочке, Гамлет, Принц Датский, и его замок Эльсинор (Кронверк), наконец, всеми любимый актер Мадс Миккельсен … Примерно такие ассоциации возникают у нашего среднестатистического соотечественника при упоминании Датского Соединенного Королевства. Но спросите у сотрудников Института...

30 / 12 / 2019

27 декабря 2019г. накануне Нового года на кафедре управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой Института социально-гуманитарного образования МПГУ поставлена яркая завершающая точка в обучении заочников по программам магистратуры: – «Менеджмент в образовании» (руководитель Ольга Петровна Осипова), – «Педагогический менеджмент» (руководитель...

28 / 12 / 2019

21 декабря 2019 года магистранты и присоединившиеся к ним бакалавры Института филологии в рамках курса «Взаимодействие литературы с другими видами искусства» под руководством кандидата филологических наук, доцента кафедры всемирной литературы Кузнецовой Анны Игоревны посетили «Дом-музей А.Н. Скрябина». В уникальном двухэтажном...

27 / 12 / 2019

Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков и президент Российской академии наук Александр Сергеев в пресс-центре ТАСС обсудили с редакторами и представителями федеральных СМИ результаты реализации национальных проектов «Наука» и «Образование» в 2019 году. В ходе встречи Михаил Котюков...

26 / 12 / 2019

В декабре 2019 года начались первые курсы повышения квалификации, подготовленные преподавателями Кафедры имени Т.И. Шамовой ИСГО в рамках программы сотрудничества Евразийской ассоциации педагогических университетов. Этому важному старту предшествовала интенсивная подготовительная работа большой университетской команды: -запуск нового электронного образовательного портала, –...

24 / 12 / 2019

Институт социально-гуманитарного образования, Кафедра имени Т.И. Шамовой сердечно поздравляет студента 1 курса магистратуры “Управление системами образования” Андрея Анатольевича Артеменко с присуждением Центру содействия семейному воспитанию №1 Департамента труда и социальной защиты населения Москвы престижной городской премией “Крылья Аиста”. В настоящее...

22 / 12 / 2019

Учебно-творческая деятельность студентов на занятиях по рисунку не всегда предполагает присутствие новизны в результате их деятельности. Однако, характеризуя процесс обучения рисунку студентов, можно определить его как форму деятельности человека, направленную на создание качественно новых для него ценностей, с нестандартной точки...

21 / 12 / 2019

6 декабря 2019 года состоялась международная научно-практическая конференция «Этнокультурный туризм: современное состояние и перспективы развития в России и в мире». Организатор мероприятия кафедра туризма Факультета социальных наук Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Цель конференции – рассмотрение и всесторонний анализ современного состояния...

21 / 12 / 2019

Во исполнение поручения Министерства просвещения Российской Федерации Институт стратегии развития образования Российской академии образования и Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка подготовили российско-белорусское учебно-методическое пособие для преподавания истории Великой Отечественной войны на русском языке в Центрах открытого образования на...

19 / 12 / 2019

17 декабря 2019 года в третий и последний раз в этом календарном году открылась выставка «Пейзажи Крыма 2019» студентов Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ. Студенческие работы ранее выставлялись в корпусе ХГФ на Рязанке и в Главном здании МПГУ –...

19 / 12 / 2019

Кафедра управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой и Институт социально-гуманитарного образования МПГУ приглашают руководителей образования, работников образовательных организаций, исследователей принять участие в ежегодной международной научно-практической конференции. Шамовские педагогические чтения. Чтения состоятся 25 января 2020 года в 10.00 на базе ГБОУ г. Москвы...

18 / 12 / 2019

На базе Института истории и политики МПГУ состоялось первое организационное собрание со студентами-историками, которым в следующем семестре предстоит изучить модуль «Основы вожатской деятельности» и пройти летнюю педагогическую (вожатскую) практику.

16 / 12 / 2019

12 декабря 2019 года доцент кафедры естественнонаучного образования и коммуникативных технологий, кандидат педагогических наук Николай Александрович Богданов, доцент кафедры естественнонаучного образования и коммуникативных технологий, кандидат педагогических наук Славяна Ростиславовна Бахарева, доцент кафедры органической химии, кандидат химических наук Ольга Сергеевна Серкова,...

12 / 12 / 2019

11 декабря 2019 года в ГБОУ «Школа «Свиблово» состоялась научно-практическая конференция «Проектные работы по естествознанию». Школьники 10-11 классов представляли учебно-исследовательские проекты, выполненные на базе лабораторий Института биологии и химии под руководством студентов 5 курса. Жюри отметило высокий уровень выполнения работ,...

11 / 12 / 2019

11 - 12 декабря на выставке, организованной Минобрнауки России, подводятся итоги выполнения в 2019 году национальных проектов «Наука», «Образование» и федеральных целевых программ, реализуемых в соответствии со Стратегией научно-технологического развития России.

09 / 12 / 2019

9 декабря по приглашению атташе по сотрудничеству в области французского языка Клодин Мокник, советника по сотрудничеству и культуре Фабриса Руссо, координатора проектов Евгении Берниго главный переводчик управления международных связей Наталья Михайловна Булашова и доцент кафедры романских языков им. В.Г. Гака...

08 / 12 / 2019

В рамках академического сотрудничества Университет Франш-Конте (Безансон, Франция) приглашает студентов МПГУ для прохождения круглогодичных лингвистических стажировок Интенсивные курсы включают в себя практические занятия по французскому языку и тематические мастерские, позволяющие получить и усовершенствовать не только языковые навыки, но и знания...

05 / 12 / 2019

Директор Института филологии, доктор филологических наук, заведующая кафедрой русской классической литературы Елена Геннадьевна Чернышева приняла участие в заседании рабочей группы всероссийского конкурса «Магистры русского языка», организованного федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному...

04 / 12 / 2019

Третьего декабря 2019 года в Лицее МПГУ прошел межфакультетский этап конкурса Педагогический дебют: в педагогическом мастерстве соревновались Географический факультет и Институт биологии и химии. Конкурс включал 4 задания: самопрезентация на тему “Я и мои педагогические принципы”, решение педагогической ситуации, ответы...

04 / 12 / 2019

Что вы знаете о Дне открытый дверей Института иностранных языков? Наверное, вы помните голубые футболки волонтёров, бегущих вам навстречу, как только вы переступили порог МПГУ. Или разноцветные брошюры с направлениями, стенды, рассказывающие об Институте, и многочисленные мелочи с его символикой....

03 / 12 / 2019

2 декабря 2019 года в Института филологии состоялось вручение дипломов выпускникам аспирантуры. Директор Института филологии, заведующая кафедрой русской классической литературы, доктор филологических наук Е.Г. Чернышева в своей приветственной речи пожелала выпускникам успехов в профессиональной деятельности, рассказала об открывающихся перспективах на...

02 / 12 / 2019

24-29 ноября делегация МПГУ в составе доцента кафедры романских языков им. В.Г. Гака Дениса Сергеевича Золотухина и ведущего переводчика отдела международного сотрудничества Наталии Михайловны Булашовой находилась в Высшем национальном институте преподавания и образования (INSPÉ) Академии Версаля во Франции. В ходе...

02 / 12 / 2019

Завершился модуль «Основы ботаники» для учащихся лицея МПГУ. В рамках модуля сотрудниками кафедры ботаники Института биологии и химии МПГУ были проведены лекции и лабораторные работы. Профессор кафедры, д.б.н. Марина Викторовна Костина провела лекцию и практическое занятие, посвященные морфологии растений. Лекция...

30 / 11 / 2019

28 ноября в стенах Института биологии и химии прошел конкурс профессионального мастерства среди студентов. Всего было три этапа (Самопрезентация; Педагогическая ситуация; Импровизация), на которых ребята блистали своими педагогическими способностями. Каждый участник доказал, что он является прекрасным педагогом, так как со всеми заданиями...

30 / 11 / 2019

Елена Игоревна Артюх поступила в Московский педагогический государственный университет в 2009 году. Побывав на Дне открытых дверей факультета славянской и западноевропейской филологии (СиЗЕФ), побеседовав со студентами и преподавателями, она решительно заявила, что хочет учиться только здесь. Быстро пролетели студенческие годы....

29 / 11 / 2019
29 / 11 / 2019

Заканчивается работа над проектами, проводимая Институтом биологии и химии МПГУ совместно с гтмназией “Свиблово”. Тексты завершены и находятся на редактировании. Вносятся последние коррективы, а также готовятся презентации для защиты проектов на итоговой конференции, которая состоится в декабре этого года. Участникам...


26 / 11 / 2019

В сборник вошли тезисы докладов участников Международного научно-практического семинара «Многоязычие как фактор сохранения этнокультурного разнообразия: образовательные стратегии» из цикла «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество», который проходит в ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» с 1 по 4 декабря 2019 года. Семинар проводится в рамках мероприятий Международного...

26 / 11 / 2019

Доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы ХХ-ХХI веков Института филологии Московского педагогического государственного университета Ирина Георгиевна Минералова провела курсы повышения квалификации для преподавателей-гуманитариев в Горловском институте иностранных языков по двум авторским программам. И.Г. Минералова регулярно встречается с преподавателями и...

Президент Российской Федерации Владимир Путин 29 декабря 2017 года утвердил перечень поручений по итогам ежегодной пресс-конференции. В их числе - налоговая амнистия. Глава государства поручил правительству до конца этого года внести поправки, освобождающие от НДФЛ доходы, полученные с 1 января 2015 года до 1 декабря 2017 года, с которых не был удержан налог, но сведения были представлены налоговыми агентами в налоговые органы.

Также, по мнению Владимира Владимировича, необходимо предусмотреть списание недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество и земельному налогу - касается граждан, не компаний - по состоянию на 1 января 2015 года, и задолженности по пеням. Кроме того, нужно списать недоимки по налогам, за исключением Налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу РФ, задолженности по пеням и по штрафам, образовавшихся на 1 января 2015 года у предпринимателей и лиц, утративших такой статус.

Также президент поручил прописать замену предоставляемого при исчислении налоговой базы по земельному налогу вычета в размере 10 000 рублей вычетом в размере кадастровой стоимости участка площадью 600 квадратных метров в отношении одного участка, принадлежащего налогоплательщику, а также отнести пенсионеров к категории налогоплательщиков, имеющих право на такой вычет. Все это нужно сделать до конца года.

Еще Владимир Путин указал определить виды доходов, полученных в результате прощения долга, которые не должны подлежать обложению НДФЛ и установить предельный размер пеней, начисляемых на сумму недоимки.

Несколько поручений касаются жилищной сферы. До марта 2018 года нужно обеспечить принятие закона, предусматривающего переход к системе прямых договорных отношений между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями. До конца марта - «принять исчерпывающие меры» по недопущению необоснованного повышения размера платы за содержание жилья. Министерство обороны должно проверить факты необоснованного повышения размера платы граждан, проживающих в военных городках, за жилищно-коммунальные услуги и принять исчерпывающие меры по недопущению ее повышения. Срок - 15 января.

Еще глава государства указал проанализировать практику предоставления гражданам «дальневосточных гектаров» и принять меры, направленные на исключение возможности изменения целевого назначения и ограничение оборота таких участков.

Среди поручений есть указание поддержать некоммерческие организации, занимающиеся профилактикой абортов, и представить предложения по предупреждению правонарушений, связанных с оборотом специальных техсредств, предназначенных для негласного получения информации, обратив особое внимание на сферу электронной торговли. Срок - до 15 марта. Генеральной прокуратуре предстоит проанализировать практику применения статьи 1381 УК в отношении граждан и представить поправки, направленные на соблюдение интересов граждан, приобретающих бытовые технические устройства, имеющие признаки специальных техсредств для негласного получения информации, но не предназначенные для этих целей.

Есть новые указания и в области медицинской помощи. Правительству совместно с региональными властями нужно утвердить программу развития онкологических диспансеров, предусмотрев софинансирование из федерального бюджета, и до 30 апреля представить предложения о продолжении программы развития перинатальных центров. Также следует принять меры по обеспечению оборудованием и лекарствами больных, нуждающихся в них на дому.

В 2018-2020 годах Владимир Владимирович поручил создать современные врачебные амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты в населенных пунктах с численностью от 100 до 2000 человек. И предусмотреть использование передвижных мобильных медицинских комплексов для жителей населенных пунктов до численностью 100 человек. Кабинету министров поручено предоставить в 2018 году дополнительные ассигнования регионам на софинансирование их обязательств, связанных с реализацией этих двух задач: 4,35 млрд рублей и 3,6 млрд рублей соответственно.

К марту президент поручил представить предложения по строительству нового мостового перехода через реку Уда в Улан-Удэ и принять дополнительные меры по трудоустройству рыбаков, оставшихся без работы в результате ограничения добычи и реализации омуля.

Кабинет министров также должен представить предложения по ограничению процентных ставок по кредитам, привлекаемым регионами и муниципальными образованиями в банках, и по расширению доступа рыбохозяйственных организаций к получению доли квоты добычи водных биоресурсов, предоставленной на инвестиционные цели.

Кроме того, Владимир Путин подписал закон, который предусматривает продление программы материнского капитала до 2021 года. Документ размещен на официальном портале правовой информации и вступит в силу с 1 января 2018 года. Расходы федерального бюджета на реализацию нового закона составят в 2018 году - 1 млрд руб., в 2019 году - 37,9 млрд руб., в 2020 году - 69,7 млрд руб. Подписанный Путиным документ вводит дополнительную возможность использования материнского капитала - его можно будет направлять на покрытие расходов на платные услуги дошкольного образования.

Также Президент подписал закон о ратификации Соглашения между РФ и Сирией о расширении территории пункта материально-технического обеспечения ВМФ РФ в районе порта Тартус и заходах военных кораблей РФ в территориальное море, внутренние воды и порты Сирии.

Еще одно поручение Владимира Путина - внести коррективы в Доктрину энергетической безопасности России и другие стратегические документы. Президент попросил учесть угрозы энергобезопасности, связанные с развитием производства сжиженного природного газа, и определить основные направления в политике производства СПГ, которые помогут России стать одним из лидеров этой отрасли в среднесрочной перспективе.

... читать ещё >

Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации обладает широким кругом полномочий, необходимых для реализации его функций как главы государства. Эти полномочия затрагивают все стороны государственной деятельности, и Президент в конечном счете ответственен за слаженную и сбалансированную работу всех государственных структур.

Властные полномочия Президента РФ выражаются посредством издания указов и распоряжений . В настоящее время исследованию природы этих документов посвящены труды ученых правоведов, политологов . В документоведении данные виды документов исследуются, как правило, с исторических позиций . Однако это не исчерпывающий перечень документов, посредством которых глава государства выражает свое волеизъявление. Важное место в системе официальных документов Президента РФ занимают послания и поручения .

Рассмотрим некоторые аспекты, связанные с их характеристикой.

Решающая роль в системе формирования и реализации государственной политики принадлежит Президенту РФ как главе государства. В силу нормы статьи 80 Конституции Российской Федерации в его полномочия входит обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти, а также определение основных направлений внутренней и внешней политики государства. Эти функции Президент реализует, утверждая доктрины, стратегии, концепции , а также выступая с ежегодными посланиями .

Следует отметить, что традиция ежегодных посланий в России существует с 1994 года. Отличительная особенность послания том, что его содержание изложено в форме доклада, с которым Президент РФ выступает перед парламентом. Но послание – это не нормативный документ, а разновидность обращения к законодательной (представительной) ветви власти, в котором декларируется позиция главы государства по основным положениям внутренней и внешней политики. Однако обращению Президента присущ один из основных признаков нормативного документа – его опубликование в официальных источниках, что фактически расширяет круг адресатов (помимо Федерального Собрания) и делает его прямым обращением к народу России. Сформулированные Президентом выводы и расставленные в послании приоритеты учитываются как парламентом, так и правительством при составлении планов законопроектных работ.

Таким образом, по своей сути послание ассоциируется с программным документом, поскольку в нем обозначены основные направления развития страны, государственной и бюджетной политики на ближайшую перспективу. Отнесение послания к программным документам подтверждается и принятым в 2014 г. федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» . Согласно статье 15-й послание Президента РФ является основой для определения стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определения направления достижения указанных целей, важнейших задач, подлежащих решению, а также для разработки других документов стратегического планирования.

Послание одновременно является и программным документом для самого Президента РФ, поскольку он издает соответствующие указы в целях его исполнения и решения сформулированных в нем задач .

Темы ежегодных посланий Президента РФ зависят от политической ситуации в стране. В остальном форма и содержание послания выбираются Президентом, так как нормативных требований к такому документу почти нет. Имелись лишь отдельные эпизоды, затрагивающие, в основном, требования, предъявляемые к тексту послания. Например, предусматривалось, что в специальном разделе послания Президента РФ констатировалось состояние экономики Российской Федерации, формулировались и обосновывались стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, направления реализации указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, приводились важнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие Российской Федерации на среднесрочную перспективу .

Несмотря на высокий статус посланий российского Президента, дискуссионным считается вопрос об их юридической силе. Существует мнение, что послание – нормативный документ, по своей силе приравниваемый к закону. Имеется и противоположная точка зрения, согласно которой послание – это официальный документ, который «не является нормативным актом, обязательным для граждан и должностных лиц, так как не включает правовые нормы» .

Нейтральной точки зрения придерживаются правоведы, полагающие, что президентские послания носят характер политического акта с элементами распорядительных функций. Они служат ориентиром законодательной деятельности парламента. В то же время по отношению к федеральному правительству их императивность очевидна.

Федеральное собрание – составная часть демократического механизма власти, и не считаться с официальными взглядами главы государства оно не может, поэтому заявленные президентские позиции влияют на составление плана законопроектных работ парламента. Не было случая, чтобы российский парламент каким-либо образом не отреагировал на выступления Президента РФ.

Поэтому, по мнению ученых-правоведов, существует необходимость в специальной правовой регламентации юридической природы ежегодного послания Президента РФ, которая позволит снять неопределенность в этом вопросе.

Однако вне обсуждения, а, следовательно, открытым остается вопрос подготовки и оформления послания Президента как официального письменного документа.

Как было отмечено, в соответствии с Конституцией РФ Президент издает указы и распоряжения, которые являются обязательными для исполнения. Для издания указов и распоряжений предусмотрена специальная процедура . Подготовка всех документов главы государства осуществляется в специальном органе – Администрации Президента РФ. Администрация является государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента РФ и осуществляющим контроль над исполнением его решений. На сайте Президента РФ указано, что «Администрация готовит проекты указов, распоряжений, поручений, обращений Президента, иных документов, в том числе проекты ежегодных посланий Президента Федеральному Собранию» . В этой связи более детальная технология подготовки документов, издаваемых Президентом РФ, отражается в Инструкции по делопроизводству в Администрации Президента Российской Федерации, одна из редакций которой представлена в сети Интернет .

Необходимо констатировать, что унифицированная форма указов и распоряжений, включающая обязательный состав реквизитов, была установлена Правилами оформления документов в Администрации Президента . Рекомендации по оформлению проектов указов и распоряжений содержатся и в «Методических рекомендациях по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти» , поскольку исполнительная ветвь власти в ряде случаев выступает разработчиком проектов документов по вопросам, находящимся в полномочиях Президента. На рис. 1 представлена внешняя форма копии указа. На подлиннике документа оформлена личная подпись Президента РФ. Распоряжение Президента РФ имеет аналогичную внешнюю форму. Различие заключается в отсутствии проставления реквизита «место издания» и наличии буквенного обозначения «рп» (распоряжение Президента) в регистрационном номере (регистрационный номер указа Президента содержит лишь порядковый номер в рамках календарного периода - один год).

В то же время, несмотря на высокий статус, в отношении посланий Президента не предусмотрено ни определенной процедуры их подготовки, ни требований, предъявляемых к их оформлению. Целесообразность подобной регламентации очевидна, учитывая важность данного документа. Особое внимание при этом должно быть уделено документированной процедуре, отражающей ход разработки проекта послания в Администрации Президента. Что касается внешней формы послания, то, учитывая, что данный вид документа имеет признаки правового акта (обязательное опубликование), можно предположить, что его формуляр аналогичен унифицированной форме указа и распоряжения. Немаловажным является определение количества экземпляров послания, поскольку данный вид документа должен быть отнесен к документальному фонду Федерального Собрания РФ (адресат) и к документальному фонду Администрации Президента (автор документа). Не вызывает сомнений, что послание президента как документ, представляющий особую ценность, подлежит постоянному хранению.

Рис. 1. Внешняя форма указа Президента РФ

Следующий документ, процедура подготовки которого также осуществляется Администрацией Президента РФ – поручение Президента РФ.

В указе Президента РФ «О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации» предписано «безусловное и своевременное исполнение поручений». При этом «руководители федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ несут персональную ответственность за своевременное и полное исполнение поручений Президента Российской Федерации». Требуется «ввести во всех федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов РФ систему упреждающего контроля, для чего обязать руководителей заблаговременно представлять информацию о принятых мерах по исполнению поручений Президента Российской Федерации с последующим докладом в установленные сроки об итогах проделанной работы». Необходимо «вносить представления о привлечении должностных лиц, виновных в несвоевременном или ненадлежащем исполнении либо неисполнении поручений главы государства, к дисциплинарной ответственности» . Что касается сроков исполнения поручений, то они, как правило, указываются в тексте поручений.

Таким образом, сфера действия поручений охватывает всю государственную систему исполнительной власти и собственно президентские структуры. У поручений ярко выраженный обязательный характер. Именно в своих поручениях Президент в распорядительной форме указывает на необходимость обратить внимание на определенные проблемы, дает указания на осуществление определенных мероприятий и т. д. Для исполнительной ветви власти поручение выступает как первостепенное волеизъявление главы государства, а его невыполнение может явиться основанием для отставки конкретных должностных лиц.

Рассмотрим этот акт с документоведческой точки зрения. Поручения Президента содержат волеизъявление властного субъекта, которое для обеспечения точности, полноты и фиксации де-юре должно быть оформлено документально.

Поручение – акт индивидуальный, адресный, в каждом случае указывается исполнитель-адресат поручения, которым может являться как министерство (ведомство) в целом, так и отдельное должностное лицо. Список потенциальных исполнителей оказывается достаточно разнообразным: поручения адресуются Правительству РФ и его председателю, отдельным министерствам, министрам, главам и правительствам субъектов РФ, Администрации Президента и ее руководителю, полномочным представителям. В свою очередь в практической деятельности министерств и ведомств можно встретить правовые акты, в которых цитируется поручение Президента, во исполнение которого они издают свой распорядительный документ, дается ссылка на конкретный регистрационный номер и дату поручения как документа.

Единственное, что отличает в этом отношении поручение от большинства других правовых документов – отсутствие заголовка к тексту, т. е. одного из обязательных элементов оформления правовых актов.

Однако обращает на себя внимание тот факт, что в содержании указа Президента ничего не говорится об «указаниях» как отдельной разновидности правовых документов, упомянутой в заголовке к его тексту. Возникает вопрос: если под «указанием» подразумевается самостоятельный вид документа, то каковы его отличительные особенности по сравнению с «поручением»? И, наконец, является ли «поручение» видом правового документа?

Существует мнение, что поручения Президента РФ – акт с неопределенным статусом, «неизвестный юридической и правовой литературе и «несуществующий» для российских юристов» .

Причин несколько. Во-первых, неясно, насколько поручения соответствуют конституционным полномочиям Президента. Согласно тексту Конституции РФ , в полномочия главы государства не входит руководство исполнительной властью на всех уровнях, он может лишь руководить работой Правительства. Возможность отдавать непосредственные указания другим органам исполнительной власти или должностным лицам не предусмотрена.

Во-вторых, неопределенность относится к содержанию поручений. Конституция РФ предполагает, что Президент может принимать индивидуальные акты, и указывает на их возможное содержание – «назначения на должность, освобождение от должности, вынесение кандидатур при назначении» (ст. 83), «приостановка действия ряда актов исполнительной власти» (ст. 85), «решения об амнистии, награждение государственными наградами» (ст. 89). Однако содержание поручений не соответствует этому списку. Таким образом, с точки зрения содержания конституционным полномочиям Президента соответствуют лишь поручения, адресованные его Администрации и иным непосредственно подчиненным органам, а также некоторые поручения, адресованные Правительству и его председателю.

В-третьих, что более важно, ни в одном нормативном акте поручения не устанавливаются как самостоятельный вид документа. Согласно Конституции, всю свою правовую деятельность Президент осуществляет посредством принятия указов и распоряжений , никакие иные формы не предусмотрены. Президент в своем указе, посвященном мерам контроля, говорит о «поручении» как о факте , но не как о документальной форме . Поэтому поручения и указания должны содержаться в документах, издаваемых Президентом, т. е. в тех же указах и распоряжениях.

Тем не менее, как показывает практика, такой вид документа как поручение Президента имеет право на существование. Основной идеей этого документа должна быть не директивная обязательность его выполнения, а некое направление и обращение внимания на определенную проблему органа или должностного лица, получившего данное поручение. В свою очередь адресат должен сам просчитать все возможности и риски выполнения поставленной задачи и принять соответствующее решение. В этом принципиальное отличие поручения от указов и распоряжений, обязательность исполнения которых провозглашена Конституцией РФ.

Порядок разработки поручений Президента регламентирован Инструкцией по делопроизводству в Администрации Президента.

Инструкция устанавливает:

Поручения готовятся ответственными работниками Администрации;

Поручения излагаются лаконично и к проекту поручения, как правило, прилагается краткая аннотация;

Поручение проходит регистрацию в общем отделе, где ему присваивается регистрационный номер вида «Пр-000».

Сама технология разработки поручения в Инструкции по делопроизводству прописана недостаточно подробно. Так, например, остается неясным, проходит ли проект поручения стадию согласования или сразу направляется на подписание. Однако в «Правилах оформления документов Администрации Президента РФ» сказано, что «проект поручения визируется исполнителем и руководителем подразделения или исполняющим в данный момент его обязанности заместителем». В Правилах также установлены требования к оформлению поручения.

Рис. 2. Внешняя форма поручения Президента РФ.

Поручение, в отличие от указов и распоряжений, может быть оформлено не только на бланках формата А4, но и формата А5, так как поручение в ряде случаев по своей сути выполняет роль резолюции. На рисунке 2 изображен подлинник поручения Президента РФ. В связи со статусом данного документа, а также форматом бланка, Государственный герб РФ расположен не по центру (как при оформлении указов и распоряжений), а слева, на уровне наименования главы государства.

Справа от наименования вида документа указывается адресат (без наименования должности). В Правилах данный реквизит обозначается как «исполнители поручения». Обращает на себя внимание тот факт, что при обозначении исполнителя указаны инициалы имени и отчества, а в расшифровке подписи Президента только один инициал.

На документе проставлены два штампа в виде штрих-кода, назначение которых ни Правилами, ни Инструкцией не обозначено. Можно предположить, что один из них является отметкой о контроле.

В соответствии с Инструкцией индекс поручения состоит из буквенного обозначения «Пр» и порядкового номера. Также на документе присутствует второй регистрационный номер (РД-П7-183), который указывает на руководителя подразделения, разрабатывавшего поручение (РД – инициалы имени и фамилии), номера подразделения (П7) и порядкового номера поручения с начала года (183). Что касается последнего номера, то он не совпадает с числом первого индекса. На основании этого можно сделать вывод о том, что поручение регистрируется дважды.

Таким образом, на основании существующей регламентации можно констатировать определенную специфику в технологии подготовки и оформления поручения как самостоятельного вида документа.

В рамках данной статьи затронута лишь часть вопросов, связанных с особенностями посланий и поручений Президента РФ как официальных письменных документов. Но и выявленная проблематика свидетельствует о необходимости изучения природы данных видов документов, определения их места в системе правовой документации, установления особенностей их подготовки и оформления.

См., например, Бошно С.В. Нормативные правовые акты Российской Федерации. Науч.-практич. изд. М.: Глобус, 2005; Калинин А. М. Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации как главы государства. Теоретико-правовой аспект // Закон и право. 2011. С. 23-27; Уманская В. П. Тенденции правотворческой деятельности Президента РФ и направления ее совершенствования // Закон. 2010. С. 29-35.

См., например, Глотова С.А. Указы как главные распорядительные документы коллегий (XVIII в.) // Делопроизводство. 2009. № 3; Артамонова И.И. Изменение понятия и значения Указа в XVII – XX веках. // Делопроизводство. 2001. № 2. С. 87 – 90; Пронина С.А. Отражение распорядительной деятельности в документах XIII – XVII веков // Делопроизводство. 2007. № 3. С. 97 – 100. Указ Президента РФ от 2 мая 1996 г. № 638 «О порядке подготовки проектов указов, распоряжений Президента Российской Федерации, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 19. Ст. 2257.

Сведения об Администрации Президента // Президент России [Электронный ресурс]. URL : http ://kremlin .ru /structure /administration (дата обращения 01.06.2015).

В частности, Распоряжение руководителя Администрации Президента РФ от 16 марта 1992 г. № 223 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Администрации Президента Российской Федерации» // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL : http ://base .consultant .ru /cons /cgi /online .cgi ?req =doc ;base =EXP ;n =468901 (дата обращения 01.06.2015).

Распоряжение Администрации Президента РФ от 15 января 1997 г. № 102 «Об утверждении Правил оформления документов в Администрации Президента Российской Федерации» (опубликовано не было).

Указ Президента РФ от 28 марта 2011 г. № 352 «О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации» (вместе с «Порядком исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации») // СЗ РФ. 2011. № 14. Ст. 1880.

Там же.

Уманская В. П. Тенденции правотворческой деятельности Президента РФ и направления ее совершенствования // Закон. 2010. С. 29-35.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

Указ Президента РФ от 28.03.2011 N 352 "О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации" (вместе с "Порядком исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации")

ПОРЯДОК

ИСПОЛНЕНИЯ ПОРУЧЕНИЙ И УКАЗАНИЙ ПРЕЗИДЕНТА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Поручения и указания Президента Российской Федерации даются в целях реализации его конституционных полномочий.

2. Поручения Президента Российской Федерации содержатся в указах и распоряжениях Президента Российской Федерации, а также в директивах Президента Российской Федерации или оформляются в установленном порядке на бланках со словом "Поручение". Поручения Президента Российской Федерации могут оформляться в виде перечней поручений Президента Российской Федерации.

В поручении и перечне поручений Президента Российской Федерации должны быть указаны фамилия (фамилии) и инициалы должностного лица (должностных лиц), которому (которым) дано поручение (далее - исполнитель), а также срок, необходимый для его надлежащего исполнения.

Подготовка проектов поручений и перечней поручений Президента Российской Федерации осуществляется Администрацией Президента Российской Федерации.

Порядок подготовки проектов поручений и перечней поручений Президента Российской Федерации и требования к их оформлению утверждаются Руководителем Администрации Президента Российской Федерации.

3. Указания Президента Российской Федерации оформляются в виде резолюций. В случае если в указании Президента Российской Федерации не определен срок его исполнения, он устанавливается Руководителем Администрации Президента Российской Федерации либо помощником Президента Российской Федерации - начальником Контрольного управления Президента Российской Федерации.

4. Исполнитель обязан не позднее установленного срока представить доклад на имя Президента Российской Федерации, в котором должны быть отражены конкретные результаты исполнения поручения или указания Президента Российской Федерации.

В случае если поручение или указание Президента Российской Федерации дано нескольким исполнителям, доклад на имя Президента Российской Федерации о его исполнении представляет исполнитель, указанный в нем первым. При этом он несет ответственность за своевременное представление доклада об исполнении поручения или указания Президента Российской Федерации.

Доклады, представленные на имя Президента Российской Федерации, в порядке, установленном Руководителем Администрации Президента Российской Федерации, рассматриваются в Администрации Президента Российской Федерации и докладываются Президенту Российской Федерации.

В случае если в результате исполнения поручения или указания Президента Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесен проект федерального закона либо был издан акт Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, то вместо доклада на имя Президента Российской Федерации в Контрольное управление Президента Российской Федерации представляется информация об исполнении.

5. При необходимости на основании указания Президента Российской Федерации по решению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации готовится проект поручения Президента Российской Федерации. В случае его подписания соответствующее указание Президента Российской Федерации снимается с контроля.

Подготовку проекта поручения Президента Российской Федерации по результатам рассмотрения доклада об исполнении указания Президента Российской Федерации осуществляет Контрольное управление Президента Российской Федерации совместно с заинтересованными самостоятельными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации.

6. При наличии обстоятельств, препятствующих исполнению поручения Президента Российской Федерации в установленный срок, исполнитель не позднее чем по истечении половины установленного срока представляет на имя Президента Российской Федерации обоснованные предложения по корректировке срока исполнения.

В случае если в ходе исполнения поручения или указания Президента Российской Федерации возникли обстоятельства, препятствующие его надлежащему исполнению в установленный срок, исполнитель представляет на имя Президента Российской Федерации доклад с указанием причин, препятствующих его своевременному исполнению, конкретных мер, принимаемых для обеспечения его исполнения, и предложений о продлении срока исполнения.

Решение о корректировке срока исполнения поручения Президента Российской Федерации либо о продлении срока исполнения поручения или указания Президента Российской Федерации принимает Президент Российской Федерации, либо Руководитель Администрации Президента Российской Федерации, либо помощник Президента Российской Федерации - начальник Контрольного управления Президента Российской Федерации.

Решение о продлении срока исполнения поручения Президента Российской Федерации, срок исполнения которого продлевался два раза, принимает Президент Российской Федерации либо Руководитель Администрации Президента Российской Федерации. Решение о продлении срока исполнения поручения Президента Российской Федерации, срок исполнения которого продлевался три раза и более, принимает Президент Российской Федерации.

В Администрации Президента Российской Федерации подготавливается заключение об обоснованности внесенного исполнителем предложения о продлении срока исполнения поручения Президента Российской Федерации.

7. Решение о снятии с контроля поручения или указания Президента Российской Федерации принимает Президент Российской Федерации, либо Руководитель Администрации Президента Российской Федерации, либо помощник Президента Российской Федерации - начальник Контрольного управления Президента Российской Федерации.