Разъяснение «40 хадисов» имама ан-Науауи. Разъяснение «40 хадисов» имама ан-Науауи ый хадис

)

Сорок Хадисов Ан-Навави

Русский перевод выполнен под руководством д-ра техн. наук Аделя Мухаммеда Хамди

Во имя Аллаха милостивого, милосердного!

Предисловие Имама Ан-Навави

"И возьми то, что Посланник принес тебе."

Священный Коран

Хвала Аллаху, Господину миров. Вечному Хранителю небес и земель. Властелину всех живых существ, Рассылающему Посланников (да благословит их Аллах и да ниспошлет им мир), которым поручено наставлять и открывать религиозные законы при помощи достоверных знамений и видимых доказательств. Я восхваляю Его за Его милосердие и прошу Его увеличить Его благосклонность и великодушие. Я утверждаю, что нет бога, кроме Аллаха, Которому нет сотоварищей. Единого, Покорителя, Милостивого, Всепрощающего, и я утверждаю, что Господин наш Мухаммад - Слуга Его и Его Посланник, Его избранник и Его возлюбленный, наилучший из всего сотворенного, который был почтен драгоценным Кораном, непреходящим чудом на все времена, своими суннами просвещающий духовных наставников; наш Господин Мухаммад избран за выразительность речи и терпимость религии (да благословит Аллах его, других Пророков и Посланников, их семьи и других благочестивых людей и да ниспошлет им мир).

Итак: до нас дошли свидетельства Али ибн Аби Талиба, Абдуллаха ибн Масуда, Муаза ибн Джабала, Абу д-Дарда, Ибн Умара, Ибн Аббаса, Анаса ибн Малика, Абу Хурайры и Абу Саида ал-Худри (да будет Аллах милостив к ним), через многие цепочки свидетельств и в разных версиях, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказал: "Тот, кто запомнит и сохранит для моего Народа сорок хадисов, относящихся к их религии, того воскресит Аллах в Судный День вместе со знатоками закона и религии". Другая версия гласит: "Аллах воскресит его, как знатока закона и религии". Версия Абу д-Дарда гласит: "В Судный День я буду его заступником и свидетелем". Версия Ибн Масуда гласит: "И будет сказано ему: войди в любые врата Рая, какие пожелаешь". Версия Ибн Умара гласит: "Он будет внесен в один список со знатоками религии и будет воскрешен вместе с мучениками". Знатоки хадисов пришли к единому мнению, что это - слабый хадис, несмотря на то, что он известен в нескольких вариантах.

Знатоки религии (да будет Аллах милостив к ним) написали бесчисленное количество работ в этой области. Насколько мне известно, первым был Абдуллах ибн ал-Мубарак, затем Ибн Аслам ат-Туси, благочестивый мудрец, затем ал-Хасан ибн Суфйан ан-Насаи, Абу Бакр ал-Аджурри, Абу Бакр Мухаммед ибн Ибрахим ал-Асфахани, ад-Даракутни, ал-Хаким, Абу Нуаим, Абу Абд ар-Рахман ас-Сулами, Абу Саид ал-Малини, Абу Усман ас-Сабуни, Абдуллах ибн Мухаммед ал-Ансари, Абу Бакр ал-Баихаки и многие-многие другие, как в древние времена, так и в нынешние.

Я попросил Аллаха Всевышнего наставить меня в составлении сорока хадисов в подражание этим великим религиозным вождям и хранителям Ислама. Знатоки религии пришли к выводу, что разрешается ввести в практику слабый хадис, если он касается добродетельных поступков; несмотря на это, я основываюсь не на этом хадисе, а на том, что [Пророк] сказал (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) достоверный хадис: "Пусть тот из вас, кто был свидетелем, перескажет тому, кто отсутствовал", и что он сказал (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир): "Пусть Аллах сделает сияющим [лицо] того, кто слышал, что я сказал, выучил это и передал так, как он это слышал". Кроме того, есть несколько знатоков религии, которые составили сорок хадисов по основным правилам религии, по второстепенным вопросам или по джихаду, в то время как другие составили сборники по аскетизму, по правилам поведения или по проповедям. Все это - благочестивые цели, и да будет Аллах милостив к тем, кто их преследует. Я, однако же, счел необходимым составить сорок хадисов, которые важнее всех других, сорок хадисов, которые вбирают в себя все другие, так чтобы каждый хадис был хадисом великих религиозных устоев, названных знатоками религии "осью Ислама", "половиной Ислама", "третью его", и т.п., и чтобы все сорок хадисов были преимущественно достоверными и находились в Сахихах ал-Бухари и Муслима. Я привожу их без цепочки свидетельств, чтобы их было легче запомнить и чтобы, с благословения Аллаха, они более широко использовались, и добавил к ним комментарий, объясняющий малопонятные места ).

Все, кто хотят достичь потустороннего мира, должны знать эти хадисы, потому что они затрагивают очень важные вопросы и дают указания, касающиеся всех форм повиновения - это понятно каждому, кто над этим размышлял. На Аллаха я уповаю, полагаюсь на Него и вверяю себя в Его руки; хвала Ему и благоволение, и да дарует Он нам успех и убережет нас [от ошибок].

Хадис 1

По свидетельству Эмира Правоверных, Абу Хафса Умара ибн ал-Хаттаба, (да будет Аллах милостив к нему), который сказал: Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) cказал:

Все действия - преднамеренны, и каждому воздается по его намерениям. Поэтому, у того, чье переселение было ради Аллаха и Посланника Его, переселение будет ради Аллаха и Посланника Его, а у того, чье переселение было ради мирской выгоды или ради женитьбы, переселение будет ради того, ради чего он переселялся.

Приводится двумя Имамами знатоков хадисов, Абу Абдуллахом Мухаммадом ибн Исмаилом ибн Ибрахимом ибн ал-Мугира ибн Бардизбахом ал-Бухари и Абу л-Хусаином Муслимом ибн ал-Хаджджаджем ибн Муслимом ал-Кушаири ан-Наисабури, в их двух Сахихах, которые являются самыми надежными сборниками [хадисов].

Хадис 2

По свидетельству Умара (да будет Аллах милостив к нему), который сказал:

Однажды, когда мы сидели вместе с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир), перед нами появился человек в необычайно белых одеждах и с необычайно черными волосами; на нем не было никаких следов дальнего путешествия, но никто из нас не знал его. Он подошел и сел напротив Пророка (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир). Прикоснувшись коленями к его коленям и положив ладони на его бедра, он сказал: "О Мухаммед, расскажи мне об Исламе!" Посланник Аллаха сказал: "Ислам - это значит: утверждать, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - Посланник Аллаха, произносить молитвы, платить закят и поститься в Рамадан и совершать паломничество в Дом, если ты в состоянии делать это". Он сказал: "Ты сказал верно". И мы были удивлены, что он спросил [Посланника] и сказал, что тот сказал верно. Он сказал: "Теперь расскажи мне об имане". Тот сказал: "Это значит: верить в Аллаха, Его ангелов, Его книги, Его посланников и в Судный День, верить в божественное предначертание, как в его добро, так и в его зло". Он сказал: "Ты сказал верно". Он сказал: "Расскажи мне об ихсане". Тот сказал: "Это значит: поклоняться Аллаху, как будто ты видишь Его; ведь когда ты не видишь Его, воистину, Он видит тебя". Он сказал: "Теперь расскажи мне о Часе". Тот сказал: "Спрашиваемый не знает больше спрашивающего". Он сказал: "Расскажи мне теперь о его предзнаменованиях". Тот сказал: "У рабыни родится ее госпожа, и ты увидишь босых, нагих, обездоленных пастухов, соревнующихся в строительстве высоких зданий". После этого он ушел, а я еще остался ненадолго. Тогда он сказал: "О Умар, знаешь ли ты, кто задавал вопросы?" Я сказал: "Аллах и Посланник Его знают лучше всего". Он сказал: "Это был Джабрил, который пришел к тебе научить тебя твоей религии".

Приводится у Муслима.

Хадис 3

По свидетельству Абу Абд ар-Рахмана Абдуллаха, сына Умара ибн ал-Хаттаба (да будет Аллах милостив к ним обоим), который сказал: Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказал:

Ислам покоится на пяти [столпах]: утверждать, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - Посланник Аллаха, произносить молитвы, платить закят, совершать паломничество в Дом и поститься в Рамадан.

Хадис 4

По свидетельству Абу Абд ар-Рахмана Абдуллаха ибн Масуда (да будет Аллах милостив к нему), который сказал: Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир), он истинный, и в него мы верим, рассказал нам:

Воистину, создание каждого из вас происходит в животе его матери: сорок дней в виде семени, затем такой же срок в виде сгустка крови, затем такой же срок в виде куска плоти; затем к нему посылается ангел, который вдыхает в него жизнь и которому отдано четыре приказания: записать его средства существования, его продолжительность жизни, его действия, и будет ли он счастлив или несчастлив. Клянусь Аллахом, кроме Которого нет бога, воистину поступки одного из вас порою подобны поступкам попавших в Рай, так что ему до него рукой подать, как предначертанное берет власть над ним, и его поступки становятся подобными поступкам попавших в геенну, и он попадает туда; а поступки другого из вас порою подобны поступкам попавших в геенну, так что ему до нее рукой подать, как предначертанное берет власть над ним, и его поступки становятся подобными поступкам попавших в Рай, и он попадает туда.

Приводится у ал-Бухари и Муслима.

Хадис 5

По свидетельству Матери Правоверных, Умм Абдуллах Аиши (да будет Аллах милостив к ней), которая сказала: Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказал:

Если кто-нибудь введет новшество в наше дело, где ему не место, оно будет отвергнуто.

Приводится у ал-Бухари и Муслима. В одной из версий у Муслима написано:

Если кто-нибудь совершит поступок, несовместимый с нашим делом, он будет отвергнут.

Хадис 6

По свидетельству Абу Абдуллаха ан-Нумана, сына Башира (да будет Аллах милостив к ним обоим), который сказал: Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказал:

То, что законно, - понятно, и то, что незаконно, - понятно, а между этими двумя есть много сомнительного, о котором мало кто знает. Поэтому тот, кто избегает сомнительных дел, очищает себя по отношению к своей религии и своей чести. Но тот, кто впадает в сомнительное, тот впадает в незаконное, подобно пастуху, который пасет скот вокруг святилища, не давая ему щипать траву в самом святилище. Воистину, у каждого царя - свое святилище, и воистину, святилище Аллаха - это Его запреты. Воистину, есть в теле [человека] такой кусок плоти, что если он здоров, то все тело здорово; если он заболевает, то все тело заболевает. Воистину, это - сердце.

Приводится у ал-Бухари и Муслима.

Хадис 7

По свидетельству Абу Рукаййа Тамима ибн Ауса ад-Дари (да будет Аллах милостив к нему), Пророк (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказал:

Религия - это искренность. Мы спросили: "По отношению к кому?" Он сказал: "По отношению к Аллаху, Его Книге, Его Посланнику, вождям мусульманства, и по отношению к простым мусульманам".

Приводится у Муслима.

Хадис 8

По свидетельству сына Умара (да будет Аллах милостив к нему). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказал:

Мне было велено бороться с людьми, пока они не будут свидетельствовать, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - Посланник Его, пока они не будут произносить молитвы и платить закят но если они будут это делать, я буду защищать их жизнь и имущество до тех пор, пока они будут жить в соответствии с Исламом и будут чтить Аллаха Всемогущего.

Приводится у ал-Бухари и Муслима.

Хадис 9

По свидетельству Абу Хурайры Абд ар-Рахмана ибн Сахра (да будет Аллах милостив к нему), который сказал: Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказал:

Избегайте того, что я запретил вам, и делайте по возможности то, что я наказал вам. Тех, кто были до вас, погубило их безмерное любопытство и их несогласие с их Пророками.

Приводится у ал-Бухари и Муслима.

Хадис 10

Аллах Всемогущий добр и принимает только добро. Аллах завещал Правоверным делать то, что Он завещал Посланникам Своим. Всемогущий сказал: "О Посланники, ешьте приятное и творите благое". И Аллах Всемогущий сказал: "О вы, которые уверовали! Ешьте блага, которыми Мы вас наделили". Затем он упомянул [случай с] человеком, который после долгого путешествия, грязный и неопрятный, простирает руки к небу со словами - О Господи, о Господи! - в то время как он ест запретное, пьет запретное, носит запретное, и вскормлен запретным образом; так как же ему будет отвечено?

Приводится у Муслима.

Хадис 11

По свидетельству Абу Мухаммеда ал-Хасана, сына Али ибн Аби Талиба, внука Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) и его любимца, который сказал: Я запомнил, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказал:

Не делай того, в чем сомневаешься, а делай только то, в чем не сомневаешься.

Приводится у ат-Тирмизи и ан-Насаи, причем, ат-Тирмизи говорит, что это хороший и достоверный хадис.

Хадис 12

По свидетельству Абу Хурайры (да будет Аллах милостив к нему), который сказал: Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказал:

Чтобы быть хорошим мусульманином, надо не вмешиваться в то, что тебя не касается.

Хороший хадис, который был передан в этой форме ат-Тирмизи и другими.

Хадис 13

По свидетельству Абу Хамза Анаса ибн Малика (да будет Аллах милостив к нему), слуги Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказал:

Тот из вас не уверовал [истинно], кто не желает для брата своего того же, что и для себя.

Приводится у ал-Бухари и Муслима.

Хадис 14

По свидетельству Ибн Масуда (да будет Аллах милостив к нему), который сказал: Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказал:

По закону, кровь мусульманина может быть пролита только в трех [случаях]: прелюбодеяние, жизнь за жизнь, отречение от религии и уход из общины.

Приводится у ал-Бухари и Муслима.

Хадис 15

По свидетельству Абу Хурайры (да будет Аллах милостив к нему), который сказал: Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказал:

Пусть тот, кто верит в Аллаха и в Судный День, либо говорит верно, либо молчит, и пусть тот, кто верит в Аллаха и в Судный День, будет щедр к своему соседу, пусть тот, кто верит в Аллаха и в Судный День, будет щедр к своему гостю.

Приводится у ал-Бухари и Муслима.

Хадис 16

По свидетельству Абу Хурайры (да будет Аллах милостив к нему), который сказал:

Один человек сказал Пророку (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир): "Посоветуй мне!" Тот сказал: "Не сердись!" Человек повторял [свою просьбу] несколько раз, но тот говорил: "Не сердись!"

Приводится у ал-Бухари.

Хадис 17

По свидетельству Абу Йала Шаддада ибн Ауса (да будет Аллах милостив к нему), который сказал: Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказал:

Воистину, Аллах предписал умение во всем. Поэтому, если ты убиваешь, то убивай хорошо; если ты забиваешь, то забивай хорошо. Пусть каждый из вас наточит лезвие и не даст страдать животному, которое он забивает.

Приводится у Муслима.

Хадис 18

По свидетельству Абу Зарра Джундуба ибн Джунада и Абу Абд ар-Рахмана Муаза ибн Джабала (да будет Аллах милостив к ним обоим), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказал:

Бойся Аллаха, где бы ты ни был, и пусть за каждым твоим плохим поступком следует хороший, который загладит предыдущий, и относись хорошо к людям!

Приводится у ат-Тирмизи, который сказал, что это хороший хадис, а в некоторых копиях говорится, что это хороший и достоверный хадис.

Хадис 19

По свидетельству Абу Аббаса Абдуллаха, сына Аббаса (да будет Аллах милостив к ним обоим), который сказал:

Однажды я сидел сзади Пророка (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир), и он сказал: "Молодой человек! Я научу тебя некоторым словам: Помни об Аллахе, и Аллах защитит тебя; помни об Аллахе, и ты увидишь Его перед собой. Если ты спрашиваешь, спрашивай у Аллаха; если ты ищешь помощи, ищи помощи у Аллаха. Знай, что если народ объединится, чтобы облагодетельствовать тебя, он облагодетельствует тебя только тем, что Аллах уже предписал тебе; знай, что если народ объединится, чтобы повредить тебе чем-то, он повредит тебе только тем, что Аллах уже предписал тебе. Перо уже оторвано [от бумаги], и страницы уже высохли".

Приводится у ат-Тирмизи, который сказал, что это хороший и достоверный хадис.

В версии, отличной от версии ат-Тирмизи, написано:

Помни об Аллахе, и ты увидишь Его перед собой. Познай Аллаха в процветании, и Он познает тебя в нужде. Знай: то, что миновало тебя, и не должно было с тобой случиться, а то, что случилось с тобой, и не должно было тебя миновать. И знай, что нет победы без терпения, находки без потери, облегчения без трудностей.

Хадис 20

По свидетельству Абу Масуда Укба ибн Амра ал-Ансари ал-Бадри (да будет Аллах милостив к нему), который сказал: Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказал:

Среди слов, которые люди получили от прежнего Пророчества, есть такие: "Если ты не чувствуешь стыда, то поступай, как пожелаешь"

Приводится у ал-Бухари.

Хадис 21

По свидетельству Абу Амра - также упоминаемый как Абу Амра - Суфиана ибн Абдуллаха (да будет Аллах милостив к нему), который сказал:

Я сказал: "О Посланник Аллаха! Расскажи мне такое об Исламе, о чем я могу спросить только тебя!" Он сказал: "Скажи: я верую в Аллаха - и потом будь честен!"

Приводится у Муслима.

Хадис 22

По свидетельству Абу Абдуллаха Джабира, сына Абдуллаха ал-Ансари (да будет Аллах милостив к ним обоим):

Один человек спросил Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир): "Как ты думаешь, если я буду произносить обязательные молитвы, поститься в Рамадан, считать дозволенным то, что дозволено и считать запретным то, что запретно, и больше ничего, - попаду ли я в Рай?" Он сказал: "Да".

Приводится у Муслима.

Хадис 23

По свидетельству Абу Малика ал-Хариса ибн Асима ал-Ашари (да будет Аллах милостив к нему), который сказал: Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказал:

Чистота - это половина веры. Аль-хамду лиллах [Хвала Аллаху] наполняет чаши весов, Субхана ллах [Как далек Аллах от всякого несовершенства] и Ал-хамду лиллах [Хвала Аллаху] наполняет то, что между небом и землей. Молитва есть свет; богоугодное дело - доказательство; терпение - освещение; а Коран - это довод за или против тебя. Каждый сам начинает свой день и является продавцом своей души, либо освобождая ее, либо приводя ее к разрушению.

Приводится у Муслима.

Хадис 24

По свидетельству Абу Зарра ал-Гифари (да будет Аллах милостив к нему), идущему от Пророка (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир), среди пересказанных изречений его Господа (да прославится имя Его) было следующее:

О слуги Мои, Я запретил притеснение Самому Себе и запретил это вам, поэтому не притесняйте друг друга.

О слуги Мои, все вы заблуждаетесь, кроме тех, кого Я наставил, поэтому ищите Моего наставления, и Я наставлю вас. О слуги Мои, все вы голодны, кроме тех, кого Я накормил, поэтому ищите пищи Моей, и Я накормлю вас. О слуги Мои, все вы наги, кроме тех, кого Я одел, поэтому ищите одежд Моих, и Я одену вас. О слуги Мои, вы грешите ночью и днем, и Я прощаю все грехи, так ищите прощения Моего, и Я прощу вас.

О слуги Мои, вы не можете добиться такого вреда Мне, чтобы повредить Мне, и вы не можете добиться такого благодеяния Мне, чтобы облагодетельствовать Меня. О слуги Мои, даже если первые из вас и последние из вас, люди среди вас и джинны среди вас, были бы так же благочестивы, как самое благочестивое сердце одного из вас, это не увеличит Моего царства ни в чем. О слуги Мои, даже если первые из вас и последние из вас, люди среди вас и джинны среди вас, были бы так же порочны, как самое порочное сердце одного вас, то это не уменьшит Моего царства ни в чем. О слуги Мои, даже если первые из вас и последние из вас, люди среди вас и джинны среди вас, соберутся в одном месте и обратятся с просьбой ко Мне, и если Я дам каждому то, что он просит, это уменьшит то, чем Я обладаю, не в большей степени, чем иголка, опущенная в море, уменьшает его.

О слуги Мои, ваши деяния Я подсчитываю и затем вознаграждаю вас, так что пусть тот, обретет добро, восхваляет Аллаха, а тот, обретет другое, пусть винит только самого себя.

Приводится у Муслима.

Хадис 25

Также по свидетельству Абу Зарра (да будет Аллах милостив к нему):

Несколько Сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказали Пророку (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир): "О Посланник Аллаха! Богатые получают все вознаграждения: они молятся, как и мы молимся, они постятся, как и мы постимся, и они отдают на богоугодные дела излишки своего богатства". Он сказал: "Разве не сотворил и для вас Аллах то, что вы отдаете на богоугодные дела? Воистину, каждая тасбиха - это богоугодное дело, каждая такбира - богоугодное дело, каждая тахмида - богоугодное дело, и каждая тахлила - это богоугодное дело; принять участие в добром - это богоугодное дело, и предотвратить зло - это богоугодное дело, и половой акт каждого из вас - это богоугодное дело.

Они сказали: "О Посланник Аллаха, когда один из нас удовлетворяет половое желание, будет ли он вознагражден за это?" Он сказал: "Разве вы не считаете, что тот, кто поступает против закона, совершает грех? Так и тот, кто поступает по закону, будет вознагражден".

Приводится у Муслима.

Хадис 26

По свидетельству Абу Хурайры (да будет Аллах милостив к нему), который сказал: Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказал:

Каждая часть тела человека должна совершать богоугодные дела каждый день, в который встает солнце: поступать справедливо [в споре] двух людей - это богоугодное дело; помочь человеку сесть в седло, подсаживая его или навьючивая его имущество - это богоугодное дело; доброе слово - это богоугодное дело; каждый шаг, который ты делаешь на пути к молитве - это богоугодное дело; убрать препятствие с дороги - это богоугодное, дело.

Приводится у ал-Бухари и Муслима.

Хадис 27

По свидетельству ан-Навваса ибн Самана (да будет Аллах милостив к нему), Пророк (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказал:

Праведность - это хорошие моральные устои, а прегрешения - это то, что шевелится в твоей душе и то, о чем ты не хочешь, чтобы узнали люди.

Приводится у Муслима.

По свидетельству Вабиса ибн Мабада (да будет Аллах милостив к нему), который сказал:

[Я пришел к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир), и он сказал:] "Ты пришел, чтобы спросить о праведности?" Я сказал: "Да". Он сказал: "Спроси свое сердце! Праведность - это то, о чем душа не беспокоится и сердце не беспокоится, а прегрешение - это то, что шевелится в душе, мечется в груди даже после того, как люди много раз сказали тебе, что, по их мнению, ты поступил законно.

Хороший хадис, который приводится в Муснадах двух Имамов, Ахмада ибн Ханбала и ад-Дарими, с надежной цепочкой свидетельств.

Хадис 28

По свидетельству Абу Наджиха ал-Ирбада ибн Сарийа (да будет Аллах милостив к нему), который сказал:

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) прочел нам проповедь, при которой наши сердца наполнились страхом и слезы выступили на глазах. Мы сказали: "О Посланник Аллаха, это похоже на последнюю проповедь, так дай нам наставление!" Он сказал: "Мое наставление вам: бойтесь Аллаха (да славится имя Его) и оказывайте полное повиновение, даже если раб встанет над вами. Воистину, тот из вас, кто будет жить [долго], станет свидетелем больших распрей, так что придерживайтесь моей сунны и сунны праведных Рашидских Халифов - не отступайте от них ни на йоту. Бойтесь нововведений, потому что каждое нововведение - это изменение, а каждое изменение - это заблуждение, а каждое заблуждение ведет в геенну".

Приводится у Абу Давуда и ат-Тирмизи, который говорит, что это хороший и достоверный хадис.

Хадис 29

По свидетельству Муаза ибн Джабала (да будет Аллах милостив к нему), который сказал:

Я сказал: "О Посланник Аллаха, расскажи мне о деянии, которое приведет меня в Рай и не даст мне очутиться в геенне!" Он сказал: "Ты спросил меня об очень важном, но оно понятно тому, кому Аллах Всемогущий сделает его понятным. Ты должен поклоняться Аллаху, не придавая Ему никого в сотоварищи; ты должен произносить молитвы, платить закят; ты должен поститься в Рамадан и ты должен совершать паломничество в Дом". Потом он сказал "Хочешь, я покажу тебе двери благочестия? Пост, [который] есть щит; богоугодное дело, [которое] уничтожает грех, как вода уничтожает огонь; и молитва человека глубокой ночью". Потом он прочитал: "Их бока отклоняются от их лож; они взывают к своему Господу со страхом и желанием и расходуют из того, чем Мы их наделили. Не ведает душа, что скрыто для них из услады глаз в награду за то, что они творили". Потом он сказал: "Рассказать тебе о высшей точке всего, его столбах и его верхней части?" Я сказал: "Да, о Посланник Аллаха". Он сказал: "Высшая точка всего - это Ислам, столб - это молитва, а верхняя часть - это джихад". Потом он сказал: "Рассказать тебе о том, как этого достичь?" Я сказал: "Да, о Посланник Аллаха". Он взялся за язык и сказал: "Придерживай его". Я сказал: "О Посланник Аллаха, разве то, что мы говорим, будет обращено против нас?" Он сказал: "Пусть твоя мать лишится тебя, Муаз! Что другое повергает людей лицом - или, как он выразился, носом - в геенну, как не плоды их языка?"

Хадис 30

По свидетельству Абу Салаба ал-Хушани Джурсума ибн Нашира (да будет Аллах милостив к нему), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказал:

Аллах Всемогущий установил религиозные обязательства, поэтому не пренебрегай ими; Он установил границы, поэтому не переступай их; Он наложил запреты на некоторые вещи, поэтому не преступай их; о некоторых вещах Он умолчал - из сострадания к тебе, а не от забывчивости - поэтому не пытайся узнать их.

Хороший хадис, приведенный ад-Даракутни и другими.

Хадис 31

По свидетельству Абу л-Аббаса Сахла ибн Сада ас-Саиди (да будет Аллах милостив к нему), который сказал:

Один человек пришел к Пророку (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) и сказал: "О посланник Аллаха, укажи мне деяние, которое, если я выполню, [заставит] Аллаха полюбить меня, и [заставит] людей полюбить меня. Он сказал: "Отрекись от мира, и Аллах полюбит тебя, и отрекись от того, чем обладают люди, и люди полюбят тебя".

Хороший хадис, переданный Ибн Маджахом и другими на основании надежной цепочки свидетельств.

Хадис 32

По свидетельству Абу Саида ибн Малика ибн Синана ал-Худри (да будет Аллах милостив к нему), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказал:

Не причиняй вреда себе и другим.

Хороший хадис, приведенный Ибн Маджахом, ад-Даракутни и другими и считающийся муснад хадисом. Он также приводится у Малика в ал-Муватта как мурсал и не сообщает имени Сподвижника Пророка. Достоверность мурсал хадиса считается более вероятной, если ее можно подтвердить другим мурсал хадисом с другой цепочкой свидетельств.) хадис с цепочкой свидетельств, восходящей к Амру ибн Йахйа, его отцу и к Пророку (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир), но без упоминания Абу Саида, у которого приводятся другие цепочки свидетельств, подтверждающие друг друга.

Хадис 33

Если бы люди получали то, что они требуют, они стали бы требовать богатства и кровь [других] людей, но бремя доказывания лежит на том, кто требует, а приношение клятвы - долг ответчика.

Хороший хадис, приведенный ал-Баихаки и другими в этой форме, а часть его приводится в двух Сахихах.

Хадис 34

По свидетельству Абу Саида ал-Худри (да будет Аллах милостив к нему), который сказал: Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказал:

Тот из вас, кто увидит злодеяние, пусть остановит его своей рукой; если он не в состоянии сделать это, то своим языком; если он не в состоянии сделать это, то своим сердцем - это самая слабая степень веры.

Приводится у Муслима.

Хадис 35

По свидетельству Абу Хурайры (да будет Аллах милостив к нему), который сказал: Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказал:

Не завидуйте друг другу; не вздувайте цены друг для друга; не ненавидьте друг друга; не отворачивайтесь друг от друга; не сбивайте цены друг друга, но будьте, о слуги Аллаха, братьями. Мусульманин - брат Мусульманину: он не угнетает его и не отступается от него, он не обманывает его и не презирает его. Благочестие должно быть здесь - и он трижды показал на свою грудь. Большое зло для человека - презирать его брата Мусульманина. Все неприкосновенно в Мусульманине для другого Мусульманина: и его кровь, и его имущество, и его честь.

Приводится у Муслима.

Хадис 36

По свидетельству Абу Хурайры (да будет Алла милостив к нему), который сказал: Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказал:

Тот, кто избавит правоверного от несчастья на земле, того Аллах избавит от одного из несчастий в Судный День. Тот, кто облегчит [судьбу] страждущего, тому Аллах облегчит [судьбу] в этой и последующей жизни. Тот, кто защитит Мусульманина, того Аллах защитит в этой и последующей жизни. Аллах будет помогать слуге [Своему] до тех пор, пока слуга будет помогать брату своему. Тот, кто будет идти по дороге поиска знания, тому Аллах облегчит дорогу в Рай. Люди не могут собраться в одном из домов Аллаха, читая книгу Аллаха и изучая ее, без того, чтобы спокойствие не снизошло на них, милосердие не окутало их, ангелы не окружили их, и Аллах не отметил их среди тех, кто у Него. Того же, кто задержался из-за своих поступков, не будет подгонять и род его.

Приводится у Муслима теми же словами.

Хадис 37

По свидетельству сына Аббаса (да будет Аллах милостив к ним обоим), идущему от Пророка (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир), среди пересказанных изречений его Господа (да прославится имя Его) было следующее:

Аллах записал все хорошие и плохие деяния. Затем Он объяснил, что если кто-нибудь намеревался совершить хорошее деяние, но не совершил его, Аллах у Себя записывает это, как хорошее деяние; если кто-нибудь намеревался совершить хорошее деяние и совершил его, Аллах у Себя записывает это, как десять хороших деянии, вплоть до семиста или даже еще больше. Если кто-нибудь намеревался совершить плохое деяние, но не совершил его, Аллах у Себя записывает это, как хорошее деяние; если кто-нибудь намеревался совершить плохое деяние и совершил его, Аллах у Себя записывает это, как одно плохое деяние.

Приводится у ал-Бухари и Муслима в их двух Сахихах такими же словами.

Хадис 38

По свидетельству Абу Хурайры (да будет Аллах милостив к нему), который сказал: Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказал:

Аллах Всемогущий сказал: "Тот, кто будет враждовать с другом Моим, с тем Я буду враждовать. Мой слуга не может приблизиться ко Мне с чем-либо более дорогим для Меня, чем религиозные предписания, и Мой слуга будет приближаться ко Мне благодаря деяниям, выходящим за пределы предписанного, пока Я не возлюблю его. Когда Я возлюблю его, Я буду слухом его, которым он слышит, зрением его, которым он видит, рукой его, которой он поражает, ногой его, которой он ходит. Если он попросит Меня [о чем-нибудь]. Я, конечно, дам ему это; если он попросит Меня об убежище, Я, конечно, предоставлю ему его.

Приводится у ал-Бухари.

Хадис 39

По свидетельству сына Аббаса (да будет Аллах милостив к ним обоим), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказал:

Аллах простил ради меня мой народ за ошибки, забывчивость и за то, что они совершили под принуждением.

Хороший хадис, приводимый Ибн Маджахом, ал-Баихаки и другими.

Хадис 40

По свидетельству сына Умара (да будет Аллах милостив к ним обоим), который сказал:

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) тронул меня за плечо и сказал: "Живи в этом мире так, как будто ты чужестранец или путник".

Сын Умара (да будет Аллах милостив к ним обоим) часто говорил:

Вечером не рассчитывай [увидеть] утра, а утром не рассчитывай [увидеть] вечера. Бери из своего здоровья на свою болезнь, и из своей жизни на свою смерть.

Приводится у ал-Бухари.

Хадис 41

По свидетельству Абу Мухаммеда Абдуллаха, сына Амра ибн ал-Аса (да будет Аллах милостив к ним обоим), который сказал: Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказал:

Никто из вас [истинно] не уверовал, пока его склонности не будут соответствовать тому, что я принес.

Хороший и достоверный хадис, приведенный в Китаб ал-Худжджа с достоверной цепочкой свидетельств.

Хадис 42

По свидетельству Анаса (да будет Аллах милостив к нему), который сказал: я сливал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказал:

Аллах Всемогущий сказал: "О сын Адама, до тех пор, пока ты будешь взывать ко Мне и обращаться ко Мне с просьбами, Я буду прощать тебе то, что ты сделал, и не буду тревожиться. О сын Адама, даже если твои грехи достигнут облаков на небе и ты попросишь прощения у Меня, Я проку тебя. О сын Адама, если ты придешь ко Мне с грехами, величина которых равна размерам земли, и предстанешь передо Мной, не придавая Мне никого в сотоварищи, Я дарую тебе прощение равной величины.

Приводится у ат-Тирмизи, который говорит, что это хороший и достоверный хадис.

В данный перевод включен только текст, без комментариев ан-Навави.)

(обратно)

Титул халифов.)

(обратно)

Второй халиф Ислама)

(обратно)

Имеется в виду религиозное переселение, в особенности из Мекки в Медину.)

(обратно)

т.е. Умара ибн ал-Хаттаба, второго халифа.)

(обратно)

Этот термин часто переводится как "налог на бедность", "налог на бедных" и обозначает налог, взимаемый с дохода и раздаваемый неимущим.)

(обратно)

Кааба и Святая Мечеть в Мекке.)

(обратно)

Иман обычно переводится "вера", но поскольку это один из основных терминов Ислама, мы сохранили арабское слово.)

(обратно)

В данном контексте слово ихсан имеет особое религиозное значение, которое нельзя передать одним словом. Обычно ихсан переводится "добро", "благодеяние", "богоугодное дело", и т.п. Корень имеет также значение "делать отлично, умело", которое встречается в хадисе 17.)

(обратно)

т.е. о Судном Дне.)

(обратно)

Это предложение может быть по-разному истолковано. В своем комментарии ан-Навави дает несколько возможных интерпретаций. Например, у рабынь родятся дети, которые станут свободными и будут, таким образом, хозяевами своих родителей. Слово ама, обычно переводимое "рабыня", может также относиться к любой женщине, поскольку мы все рабы или слуги Аллаха. Тогда возможен перевод: "У женщины родится ее хозяин", т.е. настанут времена, когда дети будут настолько не уважать родителей, что они будут обращаться с ними, как со слугами. Комментаторы также указывают, что слово рабба ("госпожа") может здесь включать в себя слово рабб ("господин").)

(обратно)

Слова "столпы" нет в арабском тексте, и оно добавлено для ясности. Столпы (аркан) часто упоминаются в подобном контексте.)

(обратно)

Арабское слово ризк имеет такие оттенки, как "хлеб насущный", "судьба", и т.п.)

(обратно)

Титул жен Пророка.)

(обратно)

Арабское слово насиха имеет несколько значений. Обычное значение, "добрый совет", "наставление" в данном контексте явно не подходит. Другие значения этого слова: "воздавание должного", "скромность", и т.п.)

(обратно)

Ислам придерживается точки зрения, что обращение в веру должно происходить по убеждению. Священный Коран говорит: "В религии нет принуждения". Ведение войны предписывается только против тех, кто нападает на мусульманское государство, против тех, кто препятствует проповедованию и мирному распространению Ислама, и против отступников.)

(обратно)

Букв. "их кровь".)

(обратно)

Коран, сура 23, стих 51.)

(обратно)

Коран, сура 2, стих 172.)

(обратно)

букв. "и его благоухающего цветка". Пророк употреблял слово раихана по отношению к ал-Хасану и к ал-Хусаину, сыновьям Али ибн Аби Талиба, двоюродного брата Пророка и его зятя.)

(обратно)

ат-Тирмизи и ан-Насаи - составители двух из вести признанных сборников хадисов. Другие составители - ал-Бухари, Муслим, Абу Давуд и Ибн Маджах.)

(обратно)

Анас ибн Малик, будучи еще мальчиком, был слугой Пророка, и на него ссылаются многие хадисы. Его часто называют "слуга и друг Посланника Аллаха".)

(обратно)

Ан-Навави указывает в своем комментарии, что раздражение - естественная человеческая эмоция и что этот хадис призывает не действовать в состоянии раздражения.)

(обратно)

т.е., заповедям.)

(обратно)

т.е., то, что записано, изменить нельзя.)

(обратно)

т.е., от Пророков, которые были до Мухаммеда.)

(обратно)

Считается, что этот хадис имеет два возможных толкования:

а) можно спокойно действовать по совести, если не стыдишься того, что ты делаешь;

б) если человек потерял совесть, то ничто не может остановить его в его действиях.)

(обратно)

Это хадис кудси (священный хадис), т.е. хадис, в котором Пророк приводит то, что ему открыл Аллах, хотя и необязательно теми же словами, хадис кудси ни в коей мере не считается частью Корана.)

(обратно)

Имеется в виду капля воды, которая остается на иголке после того, как ее опустили в воду и вынули.)

(обратно)

В загробном мире.)

(обратно)

Арабским словом Сахаби (мн.ч. Асхаб или Сахаба) называют человека, который встречался с Пророком, верил в него и умер мусульманином.)

(обратно)

т.е., произносить Субханаллах (Как далек Аллах от всякого несовершенства).)

(обратно)

т.е., произносить Аллаху акбар (Аллах велик).)

(обратно)

т.е., произносить Ал-хамду лиллах (Хвала Аллаху).)

(обратно)

т.е., произносить Ла илаха илла ллах (Нет бога, кроме Аллаха).)

(обратно)

т.е., на пути к мечети.)

(обратно)

Сборники хадисов, упорядоченные не по предмету, а по именам людей, которые передали слова Пророка.)

(обратно)

Первоначальное значение этого слова - "путь", но оно часто употребляется для обозначения тех слов, деяний и решений Пророка, которые дошли до нас в передаче.)

(обратно)

Титул ал-Хулафа ар-Рашидун дается четырем первым Халифам Ислама.)

(обратно)

Букв. "сожмите зубы на них".)

(обратно)

Коран,сура 32, стихи 16-17. В арабском тексте, как и обычно при длинной цитате из Корана, приводятся только первые и последние слова цитаты.)

(обратно)

Хотя арабское слово джихад часто переводится "священная война", его значение шире и включает в себя любое действие, направленное на поддержку Ислама. Поэтому мы решили сохранить арабское слово.)

(обратно)

муснад хадис - это хадис с полной цепочкой свидетельств от рассказчика до самого Пророка.)

(обратно)

Классический труд по хадисам и юриспруденции Анаса ибн Малика (ум. в 179 г.х.). )

(обратно)

мурсал хадис - это хадис, у которого цепочка свидетельств обрывается на Последователе (т.е., современнике Сподвижника Пророка, ) и не сообщает имени Сподвижника Пророка. Достоверность мурсал хадиса считается более вероятной, если ее можно подтвердить другим мурсал хадисом с другой цепочкой свидетельств.)

(обратно)

т.е. в сборниках ал-Бухари и Муслима.)

(обратно)

На его пути в Рай.)

(обратно)

т.е., пока ты в добром здравии, ты можешь выполнять религиозные предписания и таким образом получить от этого выгоду. То же относится и к жизни.)

(обратно)

Название книги Абу ал-Казима Исмаила ибн Мухаммеда ал-Асфахани (ум. в 535 г.х.).)

(обратно)

Составитель сборника хадисов позволил себе добавить два хадиса к обычным сорока, хотя название книги и гласит "Сорок [хадисов] Ан-Навави".)

(обратно)

  • Предисловие Имама Ан-Навави
  • Хадис 1
  • Хадис 2
  • Хадис 3
  • Хадис 4
  • Хадис 5
  • Хадис 6
  • Хадис 7
  • Хадис 8
  • Хадис 9
  • Хадис 10
  • Хадис 11
  • Хадис 12
  • Хадис 13
  • Хадис 14
  • Хадис 15
  • Хадис 16
  • Хадис 17
  • Хадис 18
  • Хадис 19
  • Хадис 20
  • Хадис 21
  • Хадис 22
  • Хадис 23
  • Хадис 24
  • Хадис 25
  • Хадис 26
  • Хадис 27
  • Хадис 28
  • Хадис 29
  • Хадис 30
  • Хадис 31
  • Хадис 32
  • Хадис 33
  • Хадис 34
  • Хадис 35
  • Хадис 36
  • Хадис 37
  • Хадис 38
  • Хадис 39
  • Хадис 40
  • Хадис 41
  • Хадис 42. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
  • Во имя Аллаха Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим на Том свете. Вся хвала Аллаху. Мир и благословение Аллаха Пророку Мухаммаду, его семье, сподвижникам и последователям.

    Хочется уделить время благословенным хадисам Пророка (мир ему и благословение). Наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) является даром Аллаха мусульманам и всему миру, т.к. Всевышний ниспослал его милостью для миров.

    Всевышний сохранил Коран от искажений, также уберёг от исчезновения семейство Пророка (мир ему и благословение) и его Сунну. Учёные до сегодняшнего дня охраняют Сунну от искажений.

    Одной из лучших книг в области науки хадисов Пророка (мир ему и благословение) является книга, написанная известным учёным Абу Закария Яхьёй ибн Шарафом, известным как имам ан-Навави.

    Имам ан-Навави родился в деревне Нава, в 60 км от г. Дамаска в Сирии. Он прожил в Дамаске 28 лет и был очень набожным человеком и великим учёным, который стал милостью Всевышнего для арабов, для последователей имама аш-Шафии и для всех мусульман.Имам Мухиддин ан-Навави стал примером для всех учёных.

    Наш господин Мухиддин ан-Навави является автором книги «40 хадисов ан-Навави». Он передал в ней хадисы с цепочкой передатчиков, доходящих до Пророка (мир ему и благословение).

    Имам ан-Навави (да снизойдёт на него милость Аллаха) пишет в своей книге: «Нам передали (вместо «мы передаём»)». На этот момент обратили внимание ибн Салих и другие учёные. Поэтому эти хадисы желательно читать таким же образом: не «мы передали», а «нам было передано».

    Нам было передано от "Али ибн Абу Талиб, от АбдуЛлах ибн Мас"уд, от Муаза ибн Джабаля, от Абу-Дарда и ибн "Умара (да будет доволен им Аллах), от ибн "Аббаса, от Анаса ибн Малика, от Абу Хурайры, от Абу Саида (да будет Аллах доволен ими всеми) по многочисленным путям(турук) и различными версиями (риваятами), что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

    «Тот, кто сохранит для моей общины 40 хадисов, касающихся религии, будет воскрешён в Судный день в числе учёных и факихов». В другой версии передаётся: «будет воскрешён факихом и учёным». В хадисе, переданном от Абу Дарда, Пророк (мир ему и благословение) говорит: «Я буду его заступником и свидетелем в Судный День». В версии от ибн Мас"уда, человеку, сохранившему 40 хадисов, скажут: «Войди в Рай через те врата, которые ты желаешь». Согласно передаче ибн Умара: «Его запишут в числе учёных и будет воскрешён вместе с шахидами».

    Отношение учёных к слабым хадисам

    Учёные хадисов отмечают, что это слабый хадис (заиф), несмотря на многочисленность путей передач, однако было написано множество книг по хадисам, в которых учёные собрали 40 хадисов, чтобы достичь то, о чём говорится в вышеприведённом хадисе и получить радостную весть о заступничестве.

    Поступок этих великих учёных и богобоязненных праведных предшественников объясняет нам об их отношении к слабым хадисам. Учёные единогласны в том, что этот хадис является слабым, но тем не менее учёные взяли его основой для того, чтобы составить книги, собрав в них 40 хадисов.

    Имам ан-Навави пожелал собрать 40 хадисов, которые поясняют основы Ислама. Для примера, одни из учёных отмечают, что в сборнике имама ан-Навави содержатся три хадиса, которые охватывают весь Ислам:

    1. Все деяния оцениваются по намерению, каждому воздастся согласно его намерению…

    2. Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное…

    3. Красотой человека в Исламе является то, что он оставляет (без внимания) то, что его не касается.

    Учёные говорят, что они содержат в себе всю суть Ислама. Совершая поступок, следует иметь искреннее намерение достичь довольства Аллаха, стремясь исправить самого себя, а не других. Мусульманин должен ухватиться за три хадиса, если он желает достичь степени богобоязненности и искренности.

    Некоторые учёные прибавляют четвёртый хадис:

    4. Тот, кто введёт в религию новшество, которое не относится к религии, то это новшество отвергнуто (этот хадис не относится к дозволенным новшествам).

    Имам ан-Навави собрал 40 хадисов (добавив ещё два), которые раскрывают сущность и основы Ислама. Этим хадисам мы обучаем своих детей и студентов исламских заведений, изучаем их, чтобы достичь понимания этих хадисов. Мы стремимся к тому, чтобы наши дети выучили их, прилагаем усилия, чтобы объяснить их.

    Один из учёных написал книгу, добавив к 40 хадисам ещё десять, в результате получилось 50 хадисов. Он написал комментарии к этим хадисам. Немало других учёных написали свои комментарии к 40 хадисам, собранными имамом ан-Навави. Эти комментарии (шархи) различны: кто-то комментировал кратко, кто-то – обширно. Также сам имам ан-Навави составил книгу с комментариями собранных им хадисов.

    Чтение хадисов дает огромное количество преимуществ, таких как общее знание мусульманских основ: вера в Аллаха, Пророков, Последний День и т.д. А также знание общих моральных предписаний Ислама: совершение благодеяний, избегание пороков, совершение молитвы, пост в месяц Рамадан и многое другое.

    Вот некоторые короткие хадисы, наполненные жизненной мудростью для успеха в обоих мирах.

    1. Однажды Пророк (мир ему) сказал: «Религия есть проявление искренности». - Мы спросили: «По отношению к кому?» - Он сказал: «По отношению к Аллаху, и к его Книге, и к Его посланнику, и к правителям мусульман и ко всем мусульманам вообще». (Муслим, Абу Дауд, Насаи)

    2. «Ислам есть высочайшая мораль». (Канз аль-Уммаль № 5225)

    3. «Кто не милует, не будет помилован Аллахом». (Муслим, Тирмизи)

    4. «Облегчайте, а не создавайте затруднения, возвещайте благое, а не внушайте отвращение (к Исламу)». (Бухари, Муслим)

    5. «Если ты не чувствуешь стыда, делай что хочешь». (Бухари)

    6. «Указавшему на благое (полагается) такая же награда, как и совершившему его». (Тирмизи)

    7. «Верующего не ужалят дважды из одной и той же норы». Смысл этих слов в том, что верующий человек должен учиться на своих ошибках и не повторять их. (Бухари, Муслим)

    8. «Бойся Аллаха, где бы ты ни был, вслед за дурным делом соверши благое, которое сотрёт собой дурное, и придерживайся благонравия в отношениях с людьми». (Тирмизи)

    9. «Поистине, Аллах любит, когда вы выполняете свою работу добросовестно». (Аль-Байхаки)

    10. «Вера состоит из семидесяти частей, где самой возвышенной считается, если человек произнес: «Ля иляха иллАллах», а самой малой – убрать с дороги то, что мешает движению по ней (камни, ветки и т.д.). Стыд также одна из частей веры». (Бухари, Муслим)

    11. «Если кто-то из вас увидит порицаемое, пусть изменит это своей рукой. А если не может сделать этого рукой, то тогда языком. А если не может и языком, то сердцем, и это будет самым слабым проявлением имана». (Муслим)

    12. «Глаза двоих не коснется огонь ада: глаза того, кто плачет от страха перед Аллахом и глаза того, кто бодрствует на пути Аллаха». (Тирмизи)

    13. «Нельзя причинять вред ни себе, ни другим!». (Ибн Маджа)

    14. «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе». (Бухари, Муслим)

    15. «Мусульманин мусульманину брат. Он не притесняет его, не оставит без помощи и не позволит, чтобы он оказался в трудном положении». (Бухари, Муслим)

    16. «Вы не войдете в Рай, пока не уверуете и вы не уверуете, пока не полюбите друг друга». (Муслим, Тирмизи)

    17. «Мусульманин – это тот, язык и руки которого безопасны для мусульман». (Тирмизи, Насаи)

    18. «Не гневайтесь друг на друга, не завидуйте друг другу, не враждуйте и будьте же, о люди, братьями. [Если уж поссорились], то пусть не продолжается ссора (состояние вражды) больше трех дней». (Бухари)

    19. «Будьте правдивы. Воистину, правдивость ведёт человека к благочестию, а благочестие ведёт к Раю. Человек будет постоянно говорить правду и искать пути для этого, что впоследствии будет записан у Аллаха как правдивейший. Воистину, ложь ведёт человека к распутству, а распутство ведёт к Аду. Человек будет постоянно лгать и искать пути для этого, что впоследствии будет записан у Аллаха отъявленным лжецом». (Бухари, Муслим)

    20. «Мусульманин - брат мусульманина, пусть они не унижают и не притесняют друг друга. Унижение брата мусульманина - слишком большой грех». (Муслим)

    21. «Улыбка в лицо твоего брата есть садака. Убрать с дороги то, что причиняет вред, колючки или кости, есть для тебя садака. Указание тобой правильного пути человеку в заброшенной местности есть для тебя садака». (Тирмизи)

    22. «Поистине, Аллах не смотрит ни на ваше обличье, ни на имущество ваше, но смотрит Он на сердца ваши и ваши дела». (Муслим, Ибн Маджа, Ахмад)

    23. «Довольство Аллаха - в довольстве родителей. Гнев Аллаха - в гневе родителей» (Тирмизи)

    24. «Нет сомнений в том, что мольбы трех человек будут приняты Аллахом: мольба угнетенного, мольба путника и мольба родителя для ребенка» (Тирмизи, Ибн Маджа, Ахмад)

    25. «Ни один отец не может подарить своему ребенку ничего более ценного, чем хорошее воспитание» (Тирмизи)

    26. «Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим жёнам». (Ахмад, Абу Дауд)

    27. «Не из нас тот, кто не проявляет милости к младшему из нас и не признаёт своих обязанностей перед старшим из нас». (Бухари)

    28. «Я и опекающий сироту будем в Раю вот так же (близки)», и, сказав это, он сделал знак указательным и средним пальцами». (Бухари, Муслим)

    29. «Избегайте (совершения) семи губительных (грехов)». (Люди) спросили: «О посланник Аллаха, а что это (за грехи)?» Он сказал: «Поклонение другим наряду с Аллахом, колдовство, убийство человека, которого Аллах запретил убивать иначе как по праву, ростовщичество, проедание имущества сироты, отступление в день наступления и обвинение в прелюбодеянии целомудренных верующих женщин, даже не помышляющих о подобном». (Бухари)

    30. «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает уважение своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, хорошо принимает своего гостя». (Бухари, Муслим)

    31. «Ангел Джабраил постоянно вещал о почитании соседа, и я подумал: «и наследство я должен буду соседу оставить». (Ахмад)

    32. «Тот, кто помогает вдовам и беднякам подобен тому, кто борется на пути Аллаха, или тому, кто днем постится, а по ночам совершает молитву» (Бухари, Муслим)

    33 . «Все сыны Адама ошибаются, а лучшими из ошибающихся, являются кающиеся» (Тирмизи)

    34. «Сколь удивительно положение верующего! Поистине, все в его положении является благом для него, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит (Аллаха), и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом». (Муслим)

    35 . «Кто нас обманывает, тот не из нас». (Муслим)

    36. «Сплетник не войдет в Рай!». (Бухари, Муслим)

    37. «Расплатитесь с наёмным работником, пока не высохнет его пот». (Ибн Маджа)

    38. «Если мусульманин посадит дерево или посеет семена (растений), и человек или животное будут питаться от него, это будет для него как садака». (Бухари)

    39. «Знайте, что в теле человека есть кусок мяса, если он здоровый, то и все тело здоровое, если он болен, то и все тело больно». (Бухари, Муслим)

    40. Поклоняйтесь вашему Господу, совершайте пять молитв, поститесь в месяц Рамадан, выплачивайте закят из вашего имущества и повинуйтесь вашим правителям, и вы войдете в рай вашего Господа. (Тирмизи)

    Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) передал от Посланника Аллаха (мир ему): «Человеку, сохранившему 40 хадисов, скажут: «Войди в Рай через те врата, которые ты желаешь».

    Сообщается, что повелитель правоверных Абу Хафс Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

    «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести). Так, совершивший переселение к Аллаху и посланнику Его переселится к Аллаху и посланнику Его, а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся».

    Этот хадис приводят имамы мухаддисов Абу Абдуллах Мухаммад бин Исмаил бин Ибрахим бин аль-Мугира Ибн Бардиз-бах аль-Бухари и Абу-ль-Хусайн Муслим бин аль-Хаджжадж бин Муслим аль-Кушайри ан-Найсабури в своих «Сахихах», являющихся наиболее достоверными из тех книг, в которых хадисы распределены по классам. Речь идёт о переселении (хиджра) из Мекки в Медину тех, кто надеялся снискать благоволение Аллаха. Имеется в виду, что переселение его будет принято и за это он получит награду.

    Важность этого хадиса

    Поистине, этот хадис является одним из тех важных хадисов, каждый из которых называют стержнем ислама. Он представляет собой одну из основ религии и с ним связано большинство её установлений, что ясно видно из соответствующих высказываний улемов.

    Так, Абу Дауд сказал: «Поистине, тот хадис, в котором говорится, что дела оцениваются только по намерениям, составляет собой половину ислама, поскольку религия может быть либо явной, и это ‒ дело, либо скрытой, и это ‒ намерение» .

    Имамам Ахмаду и аш-Шафи"и принадлежат такие слова: «Хадис, в котором сказано, что дела оцениваются только по намерениям, заключает в себе треть знания, объясняется же это тем, что раб может приобрести для себя что-либо посредством своего сердца, своего языка и различных частей своего тела. Таким образом, намерение, возникающее в сердце, является одной из трёх вышеупомянутых частей ».

    Вот почему улемы любили приводить этот хадис в начале своих книг и прочих трудов. Так, аль-Бухари начинает им свой «Сахих», а ан-Навави ‒ целых три своих труда: «Сады праведных» (Рийаду-с-салихин), «Поминания» (Аль-азкяр) и «Сорок хадисов ан-Навави» (Аль-арба "уна хадисан ан-нававийа). Смысл же этого состоит в том, чтобы обратить внимание стремящегося к знанию человека на необходимость такой корректировки его намерений, чтобы он стремился к приобретению знания и совершению благих дел только ради Аллаха Всевышнего. О важности этого свидетельствует тот факт, что, как следует из той версии данного хадиса, которую приводит аль-Бухари, пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), произносил эти слова во время обращения к людям с проповедями (хутба). Так же поступал Умар, да будет доволен им Аллах.

    Абу "Убайд сказал: «Нет среди хадисов другого, который заключал бы в себе столько же пользы и смысла, сколько заключает в себе он».

    Причина появления этого хадиса

    В своём «Большом словаре » (Аль-му"джаму-ль-кябир) ат-Габарани, ссылавшийся на заслуживающих доверия людей, сообщает о том, что Ибн Мас"уд , да будет доволен им Аллах, сказал:

    Был среди нас один человек, посватавшийся к женщине, которую звали Умм Кайс, но она отказалась выйти за него замуж, если он не переселится, и тогда он переселился и женился на ней, а потом мы стали называть его «переселенцем Умм Кайс» .

    Ибн "Аллян, "Аль-футухат ар-раббанийа"" 1/60.

    Что же касается Са"ида бин Мансура , то в своём сборнике под названием "Ас-сунан" он приводит сообщение, снабжённое иснадом, который удовлетворяет условиям обоих шейхов, и заключающее в себе слова Ибн Мас"уда, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Совершивший переселение в стремлении к чему-нибудь (мирcкому) получит за это такую же награду, как и тот человек, который переселился, чтобы жениться на женщине по имени Умм Кайс, и которого стали называть «переселенцем Умм Кайс». [Ибн "Аллян, "Аль-футухат ар-раббанийа", 1/60].

    Понимание этого хадиса и того, к чему он направляет

    1. Намерение как необходимое условие

    По единодушному мнению улемов, дела, совершаемые дееспособными верующими, будут приняты в расчёт с точки зрения шариата, а совершение их принесёт награду лишь в том случае, если они совершаются намеренно. Намерение при сознательном совершении того или иного вида поклонения наподобие молитвы, хаджжа, поста и т.д. является одним из его столпов, без которого оно действительным не будет.

    Что касается действий, служащих только средством осуществления поклонения, например, частичного (вуду) или полного (гусль) омовения, то о них ханафиты говорят так: «Соответствующее намерение является необходимым условием их совершенства и получения за них награды» , ‒ тогда как мнение шафиитов и других состоит в следующем: «Намерение является также и необходимым условием их действительности, ибо средства будут действительными только при наличии соответствующего намерения» .

    2. Время и место намерения

    Приступая к осуществлению того или иного вида поклонения, человек уже должен иметь определённое намерение, примером чего может служить произнесение слов «Аллах велик» перед началом молитвы (такбирату-ль-ихрам) или вхождение в состояние ихрама во время хаджжа, что же касается поста, то достаточно вознамериться совершить его заранее в связи с тем, что уследить за появлением зари трудно.

    Местом намерения является сердце.

    Обязательным условием, имеющим отношение к намерению, является определение желаемого и отделение его от всего прочего, а поэтому одного только общего намерения совершить молитву окажется недостаточно и надо будет определить, какую именно молитву человек желает совершить ‒ полуденную, послеполуденную и т.д.

    3. Обязательность переселения (хиджра)

    Имеется в виду переселение из такого места, где мусульманин не может открыто совершать обряды своей религии, туда, где это будет возможно, и это установление будет действовать всегда и безо всяких ограничений. Что же касается слов пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), сказавшего: "Нет необходимости в переселении после победы" , ‒ то здесь имеется в виду, что необходимость в переселении из Мекки после того, как она была завоёвана мусульманами, отпала в связи с тем, что этот город стал территорией распространения ислама.

    Кроме того, словом «хиджра » обозначается то, что было запрещено Аллахом, поскольку пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал:

    «…а мухаджиром является (лишь) оставивший (хаджара) то, что запретил Аллах».

    Так, например, мусульманину запрещается покидать своего брата более чем на три дня, а женщине запрещается оставлять ложе своего мужа, но иногда мусульманину действительно следует покинуть своего брата в исламе, совершающего прегрешения, а свою жену, которая проявляет непокорность, ему позволительно покинуть на определённое время в качестве наказания.

    4. Данный хадис служит указанием на то, что если кто-нибудь вознамерится совершить праведное дело, но осуществлению этого помешает нечто непреодолимое наподобие болезни, смерти или чего-нибудь ещё, то человек всё равно получит за это награду.

    Аль-Байдави сказал: «Дела, совершаемые без соответствующего намерения, будут недействительными, поскольку намерение без совершения действия вознаграждается, тогда как действие, совершаемое без намерения, пропадает зря. Намерение по отношению к действию подобно духу в теле, и точно так же как тело не может существовать без духа, дух не может найти своё проявление в этом мире без связи с телом ».

    5. Этот хадис направляет нас к искренности в делах и поклонении, чтобы благодаря этому мы получили награду в мире вечном, а в мире этом - содействие и успех.

    6. Любое полезное и благое дело становится поклонением благодаря доброму намерению, искренности и стремлению снискать благоволение Аллаха.