Президент рф верховный главнокомандующий. Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации? В годы Гражданской войны

Вопросы:
1. Президент Российской Федерации - высшая государственная должность Российской Федерации.
2. Полномочия Президента Российской Федерации в области обороны страны и обеспечения государственной безопасности.

Глава государства в России традиционно является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. В современной России президент также обладает полномочиями по руководству Вооруженными Силами. В мирное время глава государства осуществляет общее политическое руководство Вооруженными Силами, а в военное время руководит обороной государства и его Вооруженными Силами по отражению агрессии. Полномочия Президента Российской Федерации как Верховного Главнокомандующего изложены в Федеральном законе «Об обороне» (статьи 4 и 13).

Должность Президента Российской Федерации учреждена 24 апреля 1991 года на основе волеизъявления народа, выраженного на референдуме 17 марта 1991 года.
Вступившая в силу 25 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации наделила президента полномочиями главы государства.
Правовой статус Президента России закреплен в четвертой главе Конституции Российской Федерации.
Президент России - единственная должность, на которую избирается один из кандидатов общим голосованием граждан РФ.
Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (статья 81 Конституции РФ).
Детальный порядок выборов Президента Российской Федерации определяется Федеральным законом № 19-ФЗ от 10 января 2003 года «О выборах Президента Российской Федерации».
При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу (ст. 82 Конституции РФ):
«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».
Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного суда Российской Федерации.
Президент России является главой государства и не относится к какой-либо ветви власти. Президент Российской Федерации является также гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина и Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики.
В порядке, установленном Конституцией, он принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (п. 2 ст. 80).
Президент Российской Федерации самостоятельно и в полной ответственности «определяет основные направления внутренней и внешней политики государства» (п. 3 ст. 80 Конституции РФ) и «как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях» (п. 4 ст. 80 Конституции РФ).
Президент РФ издает указы и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Наряду с полномочиями главы государства Президент Российской Федерации имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации. Президент может давать поручения правительству, он также осуществляет руководство отдельными федеральными органами исполнительной власти.
Правительство осуществляет исполнительную власть (ст. 110 Конституции РФ), то есть определяет оперативные направления внутренней политики и проводит политику, определенную президентом в его указах.
Указы и распоряжения президента, как и постановления и распоряжения правительства, обязательны для исполнения в Российской Федерации и являются подзаконными актами. Однако президент может отменять постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (п. 3 ст. 115 Конституции РФ).
Кроме того, Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации (п.2 ст. 117 Конституции Российской Федерации).
По отношению к законодательной власти президент, как и правительство, имеет право законодательной инициативы. Однако правительство вносит в Государственную Думу законопроекты, касающиеся его компетенции (в основном бюджет), а президент вносит законопроекты, касающиеся всех сторон общественной жизни. Он обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях политики государства (п. «е» ст. 84 Конституции Российской Федерации), в том числе и законодательной политики (рекомендует принятие определенных законов).
Президент Российской Федерации представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения судей Конституционного, Верховного судов, а также кандидатуру Генерального прокурора, вносит предложение о его освобождении, назначает судей других федеральных судов, назначает и освобождает от занимаемых должностей высшее командование Вооруженных Сил, назначает и отзывает послов Российской Федерации, принимает верительные и отзывные грамоты иностранных послов.
Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью (статья 91 Конституции РФ), отличной от понятия «личная неприкосновенность», предусмотренной для всех граждан Российской Федерации статьей 22 Конституции. Считается, что неприкосновенность означает невозможность привлечения президента к уголовной или административной ответственности, или применения к нему каких-либо принудительных мер (допрос и т. п.).
Статья 93 Конституции устанавливает порядок отрешения президента от должности Советом Федерации «на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения».

Организация обороны страны, обеспечение ее безопасности - одна из главных функций главы государства. Здесь президент не только принимает конкретные, оперативные меры и обеспечивает согласованное функционирование всех органов. Его прямая обязанность, отраженная в присяге, состоит в том, чтобы «...защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства».
Конкретные полномочия президента в организации обороны страны и обеспечении ее безопасности весьма обширны и разнообразны. Конституция определяет их, как правило, в общем виде, а дальнейшая конкретизация осуществляется федеральными законами и указами президента.
Выполняя свои конституционные обязанности и задачи, возложенные на него Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об обороне», Президент Российской Федерации как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации обеспечивает подготовку страны к отражению возможной агрессии, управляет всеми сторонами процесса поддержания армии и флота России в боеготовом состоянии, соответствующем уровню угроз национальной безопасности страны. Оборона организуется и осуществляется в соответствии с международным правом, международными соглашениями, Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации и Военной доктриной Российской Федерации.
Президент Российской Федерации в соответствии с пунктом «ж» ст. 83 Конституции Российской Федерации и Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 г. «О безопасности» формирует и возглавляет Совет Безопасности. Согласно Положению о Совете Безопасности Российской Федерации этот конституционный орган осуществляет подготовку решений президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведение единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Этот орган призван обеспечивать условия для реализации президентом его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности.
В мирное время Президент Российской Федерации как Верховный Главнокомандующий осуществляет общее политическое руководство Вооруженными Силами. Он утверждает Концепцию национальной безопасности, Военную доктрину России.
Военная доктрина определяет военно-политическую деятельность нашего государства. Этот документ содержит военно-по- литические, военные, военно- технические и экономические основы системы официально принятых в государстве взглядов на предотвращение войны, военных конфликтов, защиту жизненно важных интересов Российской Федерации. Основные положения военной доктрины гарантируют строгое соблюдение нашей страной Устава ООН, общепринятых международно-правовых норм и принципов, определяют сугубо оборонительную направленность деятельности по обеспечению военной безопасности Российской Федерации.
Также президент утверждает Концепцию и планы строительства Вооруженных Сил, мобилизационные планы и другие акты в сфере военного строительства. Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами в пределах своих полномочий издает приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами. Президент ежегодно издает указы о призыве на военную службу (с указанием числа призывников), об увольнении в запас военнослужащих определенных возрастов, а также выслуживших установленный законом срок военной службы, утверждает план гражданской обороны, подписывает международные договоры о совместной обороне и военном сотрудничестве. Им утверждаются структура и состав Вооруженных Сил, общевоинские уставы, положения о Министерстве обороны, Генеральном штабе Вооруженных Сил, положения о других войсках и воинских формированиях.
Президент Российской Федерации утверждает и наиболее важные документы, регламентирующие жизнедеятельность воинских частей и подразделений, такие как общевоинские уставы, положения о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах. Он рассматривает вопросы дислокации (расположения) соединений и более крупных формирований Вооруженных Сил, других войск.
Как глава государства президент в своей внешнеполитической деятельности ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации в области обороны, включая и договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении Вооруженных Сил и вооружений, об их участии в операциях по поддержанию мира и международной безопасности.
Президент страны наделен правом оперативно принимать важнейшие решения, связанные с обороной страны и с обеспечением безопасности граждан. Он в соответствии с Законом Российской Федерации о военном положении вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации издает приказ о введении военного положения. Оно может быть введено на территории всей страны или в отдельных местностях, которые подверглись нападению, или которым угрожает нападение, или которые имеют особое значение для обороны страны. Вводя военное положение, президент наделяет особыми полномочиями органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации. При этом могут создаваться специальные органы военного управления, власть которых распространяется и на гражданских лиц.
В военное время военно-политическое руководство государством осуществляет Государственный комитет обороны (ГКО), возглавляемый Президентом Российской Федерации. Военно-стратегическое руководство Вооруженными Силами и другими войсками осуществляет Ставка Верховного главного командования (ВГК), возглавляемая Президентом Российской Федерации - Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. Основным рабочим органом Ставки является Генеральный штаб Вооруженных Сил. Решение о передаче всех полномочий государственной власти ГКО, а по военно-стратегическому руководству Вооруженными Силами и другими войсками Российской Федерации Ставке ВГК принимает Президент Российской Федерации с объявлением войны в случае агрессии против России или непосредственной угрозы крупномасштабного нападения с незамедлительным сообщением об этом Федеральному собранию Российской Федерации.
Таким образом, Президент Российской Федерации занимает самостоятельное и исключительно важное место в системе обеспечения безопасности государства и вооруженной защиты его граждан. Его полномочия направлены на создание условий для взаимодействия всех ветвей власти по охране государственного суверенитета России, укреплению обороноспособности страны. На Президента Российской Федерации как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами возлагается особая ответственность за состояние Вооруженных Сил России и их готовность защитить свое государство и свой народ.

Методические рекомендации.
При изучении первого вопроса необходимо отметить, что Президент Российской Федерации является главой Российского государства, Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, а также гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.
Все полномочия Президента России определены в четвертой главе Конституции Российской Федерации.
Во время изучения второго вопроса необходимо отметить, что президент - высшее должностное лицо нашего государства. Он осуществляет общее руководство Вооруженными Силами Российской Федерации, выступает гарантом безопасности Российской Федерации. Реализуя свои полномочия, президент определяет основные направления военной политики Российской Федерации, среди которых важнейшее место занимают проблемы создания, укрепления и совершенствования военной организации, технического оснащения Вооруженных Сил, определения перспектив развития военной техники, мобилизационных возможностей государства.

Рекомендуемая литература:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 10 января 2003 г. №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
4. Федеральный закон 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне».

Майор Борис ИВАНОВ

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Комментарий к Статье 87 Конституции РФ

1. Президент, являясь главой государства, определяет основные направления как внутренней, так и внешней политики. Его конституционной обязанностью является принятие мер по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной безопасности. Кроме того, в ряде статей Конституции устанавливаются полномочия Президента в области обороны и военного строительства.

Все это обусловило возложение на Президента и обязанностей Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ. Необходимо отметить, что совмещение этих должностей широко распространено в международной практике.

Компетенция Президента как Главнокомандующего Вооруженными Силами закреплена непосредственно в Конституции. Кроме указанных выше в круг его полномочий входит: формирование и руководство Советом Безопасности; утверждение военной доктрины РФ; руководство деятельностью отдельных силовых министерств и ведомств; назначение и освобождение от должности высшего командования Вооруженных Сил; внесение законопроектов в Государственную Думу, в том числе по вопросам военного строительства; присвоение высших воинских званий.

Наиболее полно полномочия Президента закреплены в Федеральном законе "Об обороне". Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации. В целях обороны создаются Вооруженные Силы. Однако уже из самого законодательного определения понятия обороны вытекает, что оборона не исчерпывается только деятельностью Вооруженных Сил. К обороне привлекаются внутренние войска МВД России, войска гражданской обороны. Для выполнения отдельных задач обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, железнодорожные войска, Служба внешней разведки, органы федеральной службы безопасности, федеральный орган специальной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, органы мобилизационной подготовки и др.

Такое широкое содержание обороны предполагает закрепление целого ряда полномочий Президента как Главнокомандующего Вооруженными Силами в этой сфере. Основные полномочия получили регламентацию в Федеральном законе "Об обороне". К их числу относятся: определение основных направлений военной политики РФ; утверждение военной доктрины; руководство Вооруженными Силами, войсками, воинскими формированиями и органами; объявление в установленных случаях военного положения, объявление приказа Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил о ведении военных действий; принятие решения об использовании Вооруженных Сил к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению; утверждение планов строительства и развития Вооруженных Сил, плана их применения, мобилизационного плана, плана перевода на работу в условиях военного времени, плана создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов. Он утверждает также федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса, программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует их проведение.

Непосредственно в области военного строительства Президент как Верховный Главнокомандующий утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами, общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1-го ранга); присваивает высшие воинские звания; назначает военнослужащих на должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров и увольняет их с военной службы.

Как Верховный Главнокомандующий Президент утверждает структуру, состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований до объединения включительно, штатную численность военнослужащих и гражданского персонала в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах; принимает решения о дислокации и передислокации Вооруженных Сил от соединения и выше.

Президент утверждает общевоинские уставы, положения: о боевом знамени воинской части; Военно-морском флаге; порядке прохождения воинской службы; военных советах; военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности.

Он утверждает также положения о Минобороны России и федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных в области управления войсками; Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны; планы размещения на территории РФ объектов с ядерными зарядами и объектов по ликвидации оружия массового поражения и ядерных отходов.

Путем издания указов о призыве граждан на военную службу и военные сборы Президент определяет численность призываемых граждан и осуществляет их распределение между Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами. Президент издает указы об увольнении с воинской службы лиц, прошедших военную службу по призыву.

Полномочия Президента в области обороны и военного строительства содержатся и в иных актах: Законе о воинской обязанности, федеральных законах "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", "О статусе военнослужащих", "О государственном оборонном заказе" и др.

2. Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. Военное положение вводится Президентом с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Указ Президента о введении военного положения подлежит незамедлительному опубликованию и обнародованию по каналам радио и телевидения. Указ незамедлительно поступает на утверждение в Совет Федерации, который в течение 48 часов с момента получения обязан рассмотреть вопрос о его утверждении. Решение об утверждении указа принимается простым большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется постановлением. Постановление оформляется и в том случае, если Совет Федерации не утвердил указ о введении военного положения. Указ Президента о введении военного положения, не утвержденный Советом Федерации, прекращает действие со следующего дня после принятия такого решения, о чем население оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.

3. Режим военного положения определяется Федеральным конституционным законом "О военном положении". Под военным положением согласно этому Закону понимается особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Президентом в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

В соответствии с общепризнанными нормами международного права агрессией против России признается применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН. Актами агрессии признаются: вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства на территорию РФ, любая военная оккупация и аннексия территории РФ или ее части с применением вооруженной силы; бомбардировка территории РФ или применение любого оружия иностранным государством; блокада портов или берегов РФ вооруженными силами иностранных государств; нападение на Вооруженные Силы РФ независимо от места их дислокации и др. Непосредственной угрозой агрессии против России могут признаваться действия иностранного государства (группы государств), совершенные в нарушение Устава ООН, общепризнанных принципов и норм международного права и непосредственно указывающие на подготовку к совершению акта агрессии против Российской Федерации, включая объявление ей войны.

На территории, на которой введено военное положение, применяются следующие меры: усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных специальных и государственных объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды; введение особого режима работы объектов, обеспечивающих работу транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики; эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений; введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение передвижения по ней; приостановление деятельности политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность РФ; привлечение граждан в порядке, установленном Правительством РФ, к выполнению работ для нужд обороны; ликвидации последствий применения противником оружия; восстановление разрушенных объектов и т.д.

В период военного положения накладываются определенные ограничения и на некоторые другие права и свободы. В частности, может быть проведено изъятие в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества; вводятся запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства, запрещение или ограничение проведения митингов, собраний и т.д., запрещение забастовок; ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра; установление комендантского часа, проверка документов и личный досмотр граждан, их вещей и жилища, транспортных средств. По основаниям, установленным законом, - задержание граждан на срок не более 30 суток. Запрещение и изъятие в случаях, предусмотренных законом, оружия и боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ. В условиях военного положения вводится военная цензура; проводится интернирование (изоляция) граждан государства, воюющего с Российской Федерацией; прекращается деятельность иностранных и международных организаций, если они осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности РФ.

На территории, на которой введено военное положение, не проводятся референдумы и выборы в органы государственной власти и местного самоуправления. В указанный период могут быть введены меры временного ограничения экономической и финансовой деятельности и др.

Федеральный конституционный закон "О военном положении" определяет силы и средства для обеспечения режима военного положения; подробно регламентирует полномочия Президента, Правительства, федеральных органов исполнительной власти и власти субъектов Федерации в области обеспечения режима военного положения.

Конституция в ч. 3 ст. 118 запрещает создание чрезвычайных судов. Поэтому даже в условиях военного времени на территории, на которой введено военное положение, действуют суды, установленные Основным Законом. Судопроизводство осуществляется также в соответствии с федеральными законами. Хотя, как показал опыт осуществления военного положения в годы Великой Отечественной войны, в это судопроизводство законодательно могут быть внесены определенные изменения.

Военное положение, введенное на территории РФ или в отдельных ее местностях, отменяется указом Президента после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его введения, о чем оповещается население.

В случае введения военного положения Президент принимает меры по уведомлению Генерального секретаря ООН (через него - всех участников Организации) и информированию Генерального секретаря Совета Европы об отступлении Российской Федерации от своих обязательств по международным договорам, связанным с ограничением прав и свобод граждан.

Впервые в отечественной истории данная должность была замещена 20 июля года. На неё был назначен великий князь Николай Николаевич (младший)

«Не признавая возможным по причинам общегосударственного характера стать теперь же во главе наших сухопутных и морских сил , предназначенных для военных действий , признали мы за благо всемилостивейше повелеть нашему генерал-адъютанту , главнокомандующему войсками гвардии и Петербургского военного округа , генералу от кавалерии Его Императорскому Высочеству Великому Князю Николаю Николаевичу быть Верховным Главнокомандующим».

Именной высочайший указ, императора Николая II, данный Правительствующему Сенату 20 июля года

В годы Первой мировой войны

В годы Гражданской войны

Верховные главнокомандующие «красных»

  • Иоаким Иоакимович Вацетис (1 сентября 1918 - 9 июля 1919 г.)
  • Сергей Сергеевич Каменев (9 июля 1919 г - 28 апреля 1924 г.). С 28 августа 1923 года - Главнокомандующий Вооруженными Силами СССР.

В связи с переходом от коллегиального управления армией к централизованному должность Главнокомандующего ликвидирована.

Верховные главнокомандующие «белых»

  • Генерал-лейтенант Василий Георгиевич Болдырев (24 сентября 1918 - 18 ноября 1918 г.)
  • Адмирал Александр Васильевич Колчак (18 ноября 1918 - 4 января 1920 г.)

После ареста и расстрела Колчака верховное главнокомандование формально перешло А. И. Деникину .

СССР

Российская Федерация

В Российской Федерации, согласно , Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации является Президент Российской Федерации .

Иран

В соответствии со статьей 110 Конституции Ирана Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами страны является Высший руководитель Ирана (рахбар), который обладает практически неограниченными полномочиями во всех военных и военно-политических вопросах.

Он правомочен объявлять войну, мир и всеобщую мобилизацию. Он осуществляет назначение, смещение и принятие отставки высших военачальников.

Ему подчиняется высший совет национальной безопасности.

Казахстан

Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами Республики Казахстан является Президент Казахстана , который осуществляет общее руководство строительством , подготовкой и применением военной организации, обеспечением военной безопасности государства.

Таджикистан

Верховным главнокомандующим Вооружёнными Силами Таджикистана является Президент Республики Таджикистан .

Туркменистан

Согласно ст. 53 Конституции Туркменистана президент Туркменистана является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Туркменистана, отдает распоряжения о всеобщей или частичной мобилизации , использовании Вооруженных Сил, изменении их мест дислокации, приведении их в боевое состояние, назначает высшее командование Вооруженных Сил, руководит деятельностью Совета государственной безопасности Туркменистана .

Украина

В соответствии со статьей 106 Конституции Украины Президент Украины является Верховным главнокомандующим Вооружённых Сил Украины ; назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооружённых Сил Украины, иных воинских формирований ; осуществляет руководство в сферах национальной безопасности и обороны государства.

Третий Рейх

В 1938 году военное министерство было упразднено, и создано «OKW - Верховное командование вооружёнными силами Германии». Вплоть до своей смерти должность Верховного главнокомандующего вооружёнными силами занимал Адольф Гитлер .

См. также

  • Эмблема Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации

Напишите отзыв о статье "Верховный главнокомандующий"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Верховный главнокомандующий

«Очень, очень вам благодарен, ma chere или mon cher [моя дорогая или мой дорогой] (ma сherе или mon cher он говорил всем без исключения, без малейших оттенков как выше, так и ниже его стоявшим людям) за себя и за дорогих именинниц. Смотрите же, приезжайте обедать. Вы меня обидите, mon cher. Душевно прошу вас от всего семейства, ma chere». Эти слова с одинаковым выражением на полном веселом и чисто выбритом лице и с одинаково крепким пожатием руки и повторяемыми короткими поклонами говорил он всем без исключения и изменения. Проводив одного гостя, граф возвращался к тому или той, которые еще были в гостиной; придвинув кресла и с видом человека, любящего и умеющего пожить, молодецки расставив ноги и положив на колена руки, он значительно покачивался, предлагал догадки о погоде, советовался о здоровье, иногда на русском, иногда на очень дурном, но самоуверенном французском языке, и снова с видом усталого, но твердого в исполнении обязанности человека шел провожать, оправляя редкие седые волосы на лысине, и опять звал обедать. Иногда, возвращаясь из передней, он заходил через цветочную и официантскую в большую мраморную залу, где накрывали стол на восемьдесят кувертов, и, глядя на официантов, носивших серебро и фарфор, расставлявших столы и развертывавших камчатные скатерти, подзывал к себе Дмитрия Васильевича, дворянина, занимавшегося всеми его делами, и говорил: «Ну, ну, Митенька, смотри, чтоб всё было хорошо. Так, так, – говорил он, с удовольствием оглядывая огромный раздвинутый стол. – Главное – сервировка. То то…» И он уходил, самодовольно вздыхая, опять в гостиную.
– Марья Львовна Карагина с дочерью! – басом доложил огромный графинин выездной лакей, входя в двери гостиной.
Графиня подумала и понюхала из золотой табакерки с портретом мужа.
– Замучили меня эти визиты, – сказала она. – Ну, уж ее последнюю приму. Чопорна очень. Проси, – сказала она лакею грустным голосом, как будто говорила: «ну, уж добивайте!»
Высокая, полная, с гордым видом дама с круглолицей улыбающейся дочкой, шумя платьями, вошли в гостиную.
«Chere comtesse, il y a si longtemps… elle a ete alitee la pauvre enfant… au bal des Razoumowsky… et la comtesse Apraksine… j"ai ete si heureuse…» [Дорогая графиня, как давно… она должна была пролежать в постеле, бедное дитя… на балу у Разумовских… и графиня Апраксина… была так счастлива…] послышались оживленные женские голоса, перебивая один другой и сливаясь с шумом платьев и передвиганием стульев. Начался тот разговор, который затевают ровно настолько, чтобы при первой паузе встать, зашуметь платьями, проговорить: «Je suis bien charmee; la sante de maman… et la comtesse Apraksine» [Я в восхищении; здоровье мамы… и графиня Апраксина] и, опять зашумев платьями, пройти в переднюю, надеть шубу или плащ и уехать. Разговор зашел о главной городской новости того времени – о болезни известного богача и красавца Екатерининского времени старого графа Безухого и о его незаконном сыне Пьере, который так неприлично вел себя на вечере у Анны Павловны Шерер.
– Я очень жалею бедного графа, – проговорила гостья, – здоровье его и так плохо, а теперь это огорченье от сына, это его убьет!
– Что такое? – спросила графиня, как будто не зная, о чем говорит гостья, хотя она раз пятнадцать уже слышала причину огорчения графа Безухого.
– Вот нынешнее воспитание! Еще за границей, – проговорила гостья, – этот молодой человек предоставлен был самому себе, и теперь в Петербурге, говорят, он такие ужасы наделал, что его с полицией выслали оттуда.
– Скажите! – сказала графиня.
– Он дурно выбирал свои знакомства, – вмешалась княгиня Анна Михайловна. – Сын князя Василия, он и один Долохов, они, говорят, Бог знает что делали. И оба пострадали. Долохов разжалован в солдаты, а сын Безухого выслан в Москву. Анатоля Курагина – того отец как то замял. Но выслали таки из Петербурга.
– Да что, бишь, они сделали? – спросила графиня.
– Это совершенные разбойники, особенно Долохов, – говорила гостья. – Он сын Марьи Ивановны Долоховой, такой почтенной дамы, и что же? Можете себе представить: они втроем достали где то медведя, посадили с собой в карету и повезли к актрисам. Прибежала полиция их унимать. Они поймали квартального и привязали его спина со спиной к медведю и пустили медведя в Мойку; медведь плавает, а квартальный на нем.
– Хороша, ma chere, фигура квартального, – закричал граф, помирая со смеху.
– Ах, ужас какой! Чему тут смеяться, граф?
Но дамы невольно смеялись и сами.
– Насилу спасли этого несчастного, – продолжала гостья. – И это сын графа Кирилла Владимировича Безухова так умно забавляется! – прибавила она. – А говорили, что так хорошо воспитан и умен. Вот всё воспитание заграничное куда довело. Надеюсь, что здесь его никто не примет, несмотря на его богатство. Мне хотели его представить. Я решительно отказалась: у меня дочери.
– Отчего вы говорите, что этот молодой человек так богат? – спросила графиня, нагибаясь от девиц, которые тотчас же сделали вид, что не слушают. – Ведь у него только незаконные дети. Кажется… и Пьер незаконный.
Гостья махнула рукой.
– У него их двадцать незаконных, я думаю.
Княгиня Анна Михайловна вмешалась в разговор, видимо, желая выказать свои связи и свое знание всех светских обстоятельств.
– Вот в чем дело, – сказала она значительно и тоже полушопотом. – Репутация графа Кирилла Владимировича известна… Детям своим он и счет потерял, но этот Пьер любимый был.
– Как старик был хорош, – сказала графиня, – еще прошлого года! Красивее мужчины я не видывала.
– Теперь очень переменился, – сказала Анна Михайловна. – Так я хотела сказать, – продолжала она, – по жене прямой наследник всего именья князь Василий, но Пьера отец очень любил, занимался его воспитанием и писал государю… так что никто не знает, ежели он умрет (он так плох, что этого ждут каждую минуту, и Lorrain приехал из Петербурга), кому достанется это огромное состояние, Пьеру или князю Василию. Сорок тысяч душ и миллионы. Я это очень хорошо знаю, потому что мне сам князь Василий это говорил. Да и Кирилл Владимирович мне приходится троюродным дядей по матери. Он и крестил Борю, – прибавила она, как будто не приписывая этому обстоятельству никакого значения.
– Князь Василий приехал в Москву вчера. Он едет на ревизию, мне говорили, – сказала гостья.
– Да, но, entre nous, [между нами,] – сказала княгиня, – это предлог, он приехал собственно к графу Кирилле Владимировичу, узнав, что он так плох.
– Однако, ma chere, это славная штука, – сказал граф и, заметив, что старшая гостья его не слушала, обратился уже к барышням. – Хороша фигура была у квартального, я воображаю.
И он, представив, как махал руками квартальный, опять захохотал звучным и басистым смехом, колебавшим всё его полное тело, как смеются люди, всегда хорошо евшие и особенно пившие. – Так, пожалуйста же, обедать к нам, – сказал он.

Наступило молчание. Графиня глядела на гостью, приятно улыбаясь, впрочем, не скрывая того, что не огорчится теперь нисколько, если гостья поднимется и уедет. Дочь гостьи уже оправляла платье, вопросительно глядя на мать, как вдруг из соседней комнаты послышался бег к двери нескольких мужских и женских ног, грохот зацепленного и поваленного стула, и в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что то короткою кисейною юбкою, и остановилась по средине комнаты. Очевидно было, она нечаянно, с нерассчитанного бега, заскочила так далеко. В дверях в ту же минуту показались студент с малиновым воротником, гвардейский офицер, пятнадцатилетняя девочка и толстый румяный мальчик в детской курточке.
Граф вскочил и, раскачиваясь, широко расставил руки вокруг бежавшей девочки.
– А, вот она! – смеясь закричал он. – Именинница! Ma chere, именинница!
– Ma chere, il y a un temps pour tout, [Милая, на все есть время,] – сказала графиня, притворяясь строгою. – Ты ее все балуешь, Elie, – прибавила она мужу.
– Bonjour, ma chere, je vous felicite, [Здравствуйте, моя милая, поздравляю вас,] – сказала гостья. – Quelle delicuse enfant! [Какое прелестное дитя!] – прибавила она, обращаясь к матери.
Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка. Вывернувшись от отца, она подбежала к матери и, не обращая никакого внимания на ее строгое замечание, спрятала свое раскрасневшееся лицо в кружевах материной мантильи и засмеялась. Она смеялась чему то, толкуя отрывисто про куклу, которую вынула из под юбочки.
– Видите?… Кукла… Мими… Видите.
И Наташа не могла больше говорить (ей всё смешно казалось). Она упала на мать и расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись.
– Ну, поди, поди с своим уродом! – сказала мать, притворно сердито отталкивая дочь. – Это моя меньшая, – обратилась она к гостье.
Наташа, оторвав на минуту лицо от кружевной косынки матери, взглянула на нее снизу сквозь слезы смеха и опять спрятала лицо.
Гостья, принужденная любоваться семейною сценой, сочла нужным принять в ней какое нибудь участие.
– Скажите, моя милая, – сказала она, обращаясь к Наташе, – как же вам приходится эта Мими? Дочь, верно?
Наташе не понравился тон снисхождения до детского разговора, с которым гостья обратилась к ней. Она ничего не ответила и серьезно посмотрела на гостью.
Между тем всё это молодое поколение: Борис – офицер, сын княгини Анны Михайловны, Николай – студент, старший сын графа, Соня – пятнадцатилетняя племянница графа, и маленький Петруша – меньшой сын, все разместились в гостиной и, видимо, старались удержать в границах приличия оживление и веселость, которыми еще дышала каждая их черта. Видно было, что там, в задних комнатах, откуда они все так стремительно прибежали, у них были разговоры веселее, чем здесь о городских сплетнях, погоде и comtesse Apraksine. [о графине Апраксиной.] Изредка они взглядывали друг на друга и едва удерживались от смеха.
Два молодые человека, студент и офицер, друзья с детства, были одних лет и оба красивы, но не похожи друг на друга. Борис был высокий белокурый юноша с правильными тонкими чертами спокойного и красивого лица; Николай был невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица. На верхней губе его уже показывались черные волосики, и во всем лице выражались стремительность и восторженность.
Николай покраснел, как только вошел в гостиную. Видно было, что он искал и не находил, что сказать; Борис, напротив, тотчас же нашелся и рассказал спокойно, шутливо, как эту Мими куклу он знал еще молодою девицей с неиспорченным еще носом, как она в пять лет на его памяти состарелась и как у ней по всему черепу треснула голова. Сказав это, он взглянул на Наташу. Наташа отвернулась от него, взглянула на младшего брата, который, зажмурившись, трясся от беззвучного смеха, и, не в силах более удерживаться, прыгнула и побежала из комнаты так скоро, как только могли нести ее быстрые ножки. Борис не рассмеялся.
– Вы, кажется, тоже хотели ехать, maman? Карета нужна? – .сказал он, с улыбкой обращаясь к матери.
– Да, поди, поди, вели приготовить, – сказала она, уливаясь.
Борис вышел тихо в двери и пошел за Наташей, толстый мальчик сердито побежал за ними, как будто досадуя на расстройство, происшедшее в его занятиях.

Из молодежи, не считая старшей дочери графини (которая была четырьмя годами старше сестры и держала себя уже, как большая) и гостьи барышни, в гостиной остались Николай и Соня племянница. Соня была тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, отененным длинными ресницами взглядом, густой черною косой, два раза обвившею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее. Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой она напоминала красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой. Она, видимо, считала приличным выказывать улыбкой участие к общему разговору; но против воли ее глаза из под длинных густых ресниц смотрели на уезжавшего в армию cousin [двоюродного брата] с таким девическим страстным обожанием, что улыбка ее не могла ни на мгновение обмануть никого, и видно было, что кошечка присела только для того, чтоб еще энергичнее прыгнуть и заиграть с своим соusin, как скоро только они так же, как Борис с Наташей, выберутся из этой гостиной.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия по общественно-государственной подготовке с военнослужащими войсковой части.

ТЕМА : «Президент РФ – Верховный Главнокомандующий ВС РФ».

Воспитательные цели:

— воспитать у военнослужащих готовность к достойному и самоотверженному служению Отечеству;

— формировать у них чувство любви и преданности Родине, гордость за принадлежность к великому российскому народу.

Учебные цели:

— ознакомить военнослужащих с правами и обязанностями Президента РФ в области обороны и безопасности, его полномочиями в сфере управления ВС РФ.

Вопросы :

  1. Общие права и обязанности Президента РФ в области обороны и безопасности.
  2. Полномочия Президента РФ в сфере управления Вооруженными Силами РФ.

Время : 1 час.

Дата: ___

Место : библиотека части

  1. Баглай М. Конституционное право Российской Федерации. М., 2003.
  2. Гордиевский А. Правовые основы руководства и управления Вооруженными Силами Российской Федерации. // Ориентир. — 2000. — № 11.
  3. Леншин С. Правоприменение как форма реализации социально-экономических прав военнослужащих. — М.,ВУ., 2003.
  4. Марушенко В. Президент России — Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации. // Ориентир. — 2000. — № 5.
  5. Стрекозов В., Казанчев Ю. Конституционное право России. — М. 1997.

Во вступлении целесообразно подчеркнуть важность государственных функций, исполняемых Президентом Российской Федерации.

При освещении первого вопроса необходимо раскрыть общие полномочия Президента РФ как гаранта Конституции. Именно Президенту РФ принадлежат основные правомочия по определению основных направлений внутренней и внешней политики государства в области обороны и безопасности, формировании с этой целью исполнительной ветви власти — Правительства РФ, которое руководит работой федеральных министерств, агентств, служб и контролирует их деятельность.

В ходе рассмотрения второго вопроса важно, используя конституционно-правовые положения, законы РФ. раскрыть основные правомочия Президента РФ — Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ в связи с проведением комплекса взаимосвязанных мероприятий в мирное и военное время, в исключительных обстоятельствах угрожающего периода по применению Вооруженных Сил РФ.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Высшее должностное лицо нашего государства — Президент Российской Федерации. Он как глава государства является одновременно Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, осуществляет общее руководство ими.

Определяя основные направления внутренней и внешней политики государства, Президент РФ формирует исполнительную власть — Правительство РФ, которое руководит работой федеральных министерств, агентств, служб и контролирует их деятельность. Президент РФ формирует и возглавляет Совет безопасности РФ, который осуществляет подготовку его решений по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности.

Президент РФ утверждает военную доктрину Российской Федерации, являющуюся составной частью концепции безопасности Российского государства и представляющую собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

Президент формирует Администрацию Президента РФ. Статус и основные функции этого органа определяются Президентом РФ по его усмотрению, действуют в пределах его полномочий. Администрация Президента РФ не может вторгаться в сферу компетенции других государственных органов. Президент Российской Федерации назначает и освобождает полномочных представителей, которые представляют его интересы в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, а также в российских, иностранных и международных организациях. Полномочные представители действуют на основе положений, утверждаемых Президентом РФ.

Президент России награждает государственными наградами, присваивает почетные звания РФ. Он вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает и обнародует федеральные законы. Предоставление главе Российского государства полномочий по утверждению актов военного законодательства, закрепляющих основы военной политики, объясняется тем, что Президент РФ не только руководит деятельностью по выработке научных, теоретических взглядов по вопросам военной политики, но и возглавляет работу государственных органов и органов военного управления по их реализации.

Президент Российской Федерации обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Он осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации, разрабатывает внешнеполитический курс страны и непосредственно руководит его выполнением. Президент РФ самостоятельно осуществляет дипломатическую деятельность: проводит переговоры на высшем уровне, посещает с официальными и неофициальными визитами зарубежные страны, участвует в совещаниях и встречах глав государств, несет конституционную ответственность за выполнение международных обязательств Российской Федерации. При определении основных направлений военной политики Президент РФ руководствуется общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами России. При этом представляется важным обеспечить точное соответствие национальных интересов Российской Федерации и интересов международных сообществ, членом которых является наша страна. Только главой России принимается решение о проведении переговоров в отношении договоров, заключаемых от имени Российского государства по вопросам обороны. Как правило, Президентом РФ принимается единое решение, охватывающее вопросы как проведения переговоров, так и подписания международного договора. Как руководитель внешней политикой страны он вправе принимать решения о проведении переговоров и заключении международных договоров по вопросам обеспечения обороноспособности государства, относящимся к ведению Правительства России. В процессе ведения международных переговоров по вопросам обороны и в целях их заключения Президент России рассматривает рекомендации и предложения соответствующих государственных органов. Решения Правительства о представлении Президенту предложений о заключении таких договоров принимаются в форме постановления. Это относится к проектам наиболее важных договоров о военном сотрудничестве, сокращении вооружений, военной интеграции. Но переговоры главы Российского государства в области обороны не всегда должны заканчиваться подписанием юридического документа. Они могут привести к заключению межгосударственного соглашения политического, а не правового характера, которое не порождает юридических обязательств. Президент России ведет переговоры и подписывает международные договоры с главами государств и правительств других стран лично (но может назначать для этого определенное лицо или делегацию) и ратифицирует договоры.

Для осуществления деятельности по определению основных направлений военной политики глава Российского государства наделяется внешнеполитическими и внутриполитическими полномочиями. Так, в случае агрессии против Российской Федерации или ее непосредственной угрозы Президент Российской Федерация вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Агрессией признается применение иностранным государством (группой государств) вооруженной силы против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности России. В Указе Президента РФ о введении военного положения определяются обстоятельства, послужившие основанием для введения военного положения; дата и время, с которых оно начинает действовать; границы территории, охватываемой режимом военного положения. Указ Президента подлежит обнародованию по каналам радио, телевидения и официальному опубликованию. Не утвержденный указ прекращает действие со следующего дня после принятия решения Советом Федерации, о чем население Российской Федерации или соответствующих местностей незамедлительно оповещается. Режим военного положения включает в себя комплекс экономических, политических, административных и иных мер, направленных на создание условий пя отражения агрессии или ее предотвращение. На основании Указов Президента Российской Федерации в условиях военного положения применяются меры по усилению охраны общественного порядка, обеспечению общественной безопасности, охраны важных государственных и иных объектов: введение особого режима работы объектов, транспорта, коммуникаций, связи, эвакуации.

Кроме того, Президент России может ввести чрезвычайное положение при:

а) попытке насильственного изменения конституционного строя России, захвата или присвоения власти, вооруженного мятежа, массовых беспорядках, террористических актах, блокировании или захвате особо важных объектов, отдельных местностей, подготовке и деятельности незаконных вооруженных формирований, межнациональных, межконфессиональных и региональных конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями, создающими непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

б) чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, чрезвычайных экологических ситуациях, в том числе эпидемиях и эпизоотиях, возникших в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекших человеческие жертвы, нанесших ущерб здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности

населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Чрезвычайное положение вводится с утверждением Указа Президента РФ Советом Федерации в срок, не превышающий 72 часа. Президент РФ правомочен приостанавливать на соответствующей территории полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, устанавливать ограничения на свободу передвижения, усиливать охрану общественного порядка, вводить ограничения на отдельные виды финансово-экономической деятельности, запрещать проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, предусматривать иные запретительные и ограничивающие права и свободы меры, вплоть до введения комендантского часа, ограничения свободы средств массовой информации. Президент РФ назначает коменданта территории, на которой устанавливается чрезвычайное положение, может вводить особое управление, в исключительных случаях привлекать для обеспечения режима Вооруженные Силы, другие войска. Конституция РФ предусматривает гарантии сохранения функционирования в период чрезвычайного положения нижней палаты парламента: Государственная Дума не может быть распущена Президентом РФ. Совет Федерации также продолжает свою работу в течение всего периода чрезвычайного положения. Президент РФ вводит чрезвычайное положение по всей стране на срок, не превышающий 30 дней, а в ее отдельных местностях — 60 суток. Режим чрезвычайного положения прекращается по истечении срока, на который вводился, либо может быть продлен с согласия Совета Федерации Указом Президента РФ, если не достигнуты цели его введения. Президент РФ также наделен правом досрочно отменять чрезвычайное положение.

В целях защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, организуется гражданская оборона. Территориальная оборона организуется и осуществляется в целях защиты населения, объектов и коммуникаций на территории Российской Федерации от действий противника, диверсионных и террористических актов, а также введения и поддержания режимов чрезвычайного и военного положения. Президент России, осуществляя руководство гражданской обороной, утверждает План гражданской обороны, вводит его в действие; утверждает структуру, состав войск гражданской обороны и штатную численность военнослужащих этих войск; утверждает Положение о войсках гражданской обороны. Руководство гражданкой обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители. Руководство гражданкой обороной на территориях субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют главы органов исполнительной власти субъектов РФ и руководители органов местного самоуправления.

Ведение гражданской обороны на территории России или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения.

Полномочия Президента России в сфере управления Вооруженными Силами РФ делятся на два уровня их реализации и связаны с проведением комплекса взаимосвязанных мероприятий, в мирное и военное время. В исключительных обстоятельствах угрожающего периода Президент РФ может принять на себя непосредственное управление Вооруженными Силами по отражению агрессии против России (введение военного положения, объявление мобилизации, введение в действие нормативных правовых актов военного времени, формирование органов исполнительной власти военного времени, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами России о ведении военных действий). В группе полномочий, реализуемых в период военного положения Президентом РФ — Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. основными являются его полномочия по применению Вооруженных Сил РФ, так как они непосредственно предназначены для отражения агрессии, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории России. Содержание таких полномочий и порядок их реализации во многом определяются тем, по каким основаниям глава Российского государства применяет Вооруженные Силы России: во-первых, по их главному предназначению; во-вторых, для выполнения задач с использованием вооружения не по их предназначению: в-третьих, для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Общим для всех указанных оснований является обязательное утверждение Советом Федерации решения Президента РФ о применении, использовании, привлечении Вооруженных Сил РФ. В случае внезапного нападения на Россию или непосредственной угрозы такого нападения Президент России немедленно, на основе принятого им Указа о военном положении, отдает приказ о применении Вооруженных Сил РФ для отражения агрессии и нанесения ответного удара без предварительного согласия Совета Федерации. Другие войска и воинские формирования привлекаются к совместной с Вооруженными Силами России оперативной и мобилизационной подготовке, в соответствии с утверждаемым Президентом РФ Планом применения Вооруженных Сил РФ. В приказе Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ о ведении военных действий определяются: обстоятельства, послужившие основанием для боевого применения Вооруженных Сил РФ; характер и степень интенсивности военных действий, направленных против России, реальность угроз суверенитету, независимости и государственной целостности Российской Федерации; примерный масштаб, границы территории и сроки боевых действий Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, основания для применения ими ядерного оружия и других видов оружия массового поражения; порядок развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и их перехода на организацию и штаты военного времени, порядок призыва граждан по мобилизации, а также порядок использования ими запасов материальных средств мобилизационного и государственного резервов; силы и средства, привлекаемые в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил РФ к проведению мероприятий по отражению агрессии и обеспечению режима военного положения; формируемые Президентом РФ на период военного времени органы исполнительной власти и органы военного управления, осуществляющие руководство и управление Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами; время вступления приказа в силу, а также срок его действия. С учетом особого правового режима военного положения оно может вводиться на всей территории России или в отдельных ее местностях. В своем Указе Президент РФ определяет порядок и основания привлечения Вооруженных Сил РФ к обеспечению режима военного положения; порядок введения в действие и отмены правовых актов военного времени; перечень мер военного положения, связанных с организацией производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил РФ, охраны военных объектов; установлением и обеспечением особого режима въезда на территорию, где введено военное положение; изъятием необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан.

Привлечение Вооруженных Сил РФ к выполнению задач не по их предназначению без использования оружия осуществляется в случаях ликвидации чрезвычайных ситуаций, сложившихся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные и людские потери.

Непосредственно из конституционных норм вытекают полномочия Президента РФ определять основные направления военной политики, вести переговоры и подписывать международные договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении Вооруженных Сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил РФ в операциях по поддержанию мира и международной безопасности, предоставлении военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, основываясь на решении Совета Безопасности ООН, или обязательств, вытекающих из международного договора, заключенного Россией.

Президент РФ утверждает структуру, состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, до объединения включительно, штатную численность военнослужащих (к 1 января 2006 г. — 1 млн. единиц.), а также предельное количество военнослужащих на прикомандирование к федеральным органам государственной власти. Он принимает решение о дислокации и передислокации Вооруженных Сил России от соединения и выше, утверждает: План применения Вооруженных Сил; Мобилизационный план Вооруженных Сил; федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса; программы ядерных и других специальных испытаний; планы размещения на территории России объектов с ядерными зарядами и объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов.

Президент России, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ, назначает командующих войсками; видами, родами войск, утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами, общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1 ранга), присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает от воинских должностей и увольняет их с воинской службы в случае достижения ими предельного возраста пребывания на военной службе, определяет порядок заключения с ними контракта о прохождении военной службы. В процессе подготовки индивидуальных указов о присвоении высших воинских званий Президентом РФ принимают участие Управление кадровой политики Президента и Главное государственно-правовое управление Президента. Очередное воинское звание генерала или адмирала присваивается военнослужащему Президентом РФ по представлению министра обороны РФ.

Президент РФ утверждает общевоинские уставы, положение о знамени и эмблеме Вооруженных Сил Российской Федерации, знамени и вымпелам кораблей и судов Военно-Морского Флота. Боевом Знамени воинской части. Военно-морском флаге Российской Федерации, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности; издает указы о призыве граждан на военную службу, военные сборы, а также об увольнении с военной службы граждан России, проходящих военную службу по призыву в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Президент России решает вопросы приема в гражданство Российской Федерации в отношении иностранных граждан, поступивших на военную службу в Российские Вооруженные Силы по контракту. Осуществляет помилование осужденным военнослужащим, издает обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации указы и распоряжения, которые могут быть нормативными и индивидуальными. Указами Президента РФ оформляются решения нормативного характера, решения о назначении и освобождении от должности высшего военного руководства, о гражданстве, предоставлении политического убежища, награждении государственными наградами, присвоении высших воинских званий, почетных званий, помиловании. Распоряжениями Президента РФ оформляются решения по оперативным, кадровым и организационным вопросам. Как Верховный Главнокомандующий Президент РФ в пределах своих полномочий издает приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами РФ, органами военного управления.

Управление Вооруженными Силами РФ осуществляет министр обороны РФ через Министерство обороны РФ, Положение о котором утверждено Указом Президента РФ. Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти и центральным органом военного управления, призванным проводить государственную политику и осуществлять государственное управление в области обороны, а также координировать деятельность федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. органов местного самоуправления в данной области Министр обороны назначается на должность и освобождается от должности Президентом России по представлению Председателя Правительства. В Положении определены задачи и функции Министерства обороны РФ, важнейшими из которых являются разработка и принятие мер по подготовке к вооруженной защите России: организация и осуществление мероприятий по обеспечению боевой и мобилизационной готовности, оперативной, боевой и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил в целях предотвращения и отражения агрессии, направленной против России, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности ее территории, а также в целях выполнения задач в соответствии с международными договорами.

Основным органом оперативного управления Вооруженными Силами является Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ. Его возглавляет начальник Генерального штаба Вооруженных Сил, который подчиняется министру обороны РФ и является по должности его первым заместителем. В Положении определены основные задачи и функции Генерального штаба, важнейшими из которых являются осуществление стратегического планирования применения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с учетом их задач и военно-административного деления России, проведение оперативной и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил, координация оперативной и мобилизационной подготовки других войск, воинских формирований и органов, а также осуществление контроля за состоянием их мобилизационной подготовки.

Президент России устанавливает количество и границы военного округа как военно-административной единицы.

4. В каком году была принята современная Российская символика? (2000г.)

5. В каком веке впервые зародилась Российская геральдика? ( XVII в.)

6. Международное гуманитарное право это – совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.

7. Конвенция это - разновидность международного договора, в котором прописанные нормы являются юридически - обязующими для сторон, подписавших эту конвенцию.

8. Международное гуманитарное право допускает участие детей в военных действиях с …. лет.

9. Какая страна наиболее активно участвовала в разработке норм гуманитарного права в конце 19 – начале 20-го веков? (Россия)

Каким правовым актом утвержден текст Военной присяги?

Федеральным законом « О воинской обязанности и военной службе»

11. В каком уставе приведены Положение о порядке приведения к Военной присяге (принесения обязательства) и Положение о порядке вручения Боевого знамени воинской части? (Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации)

12. Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам:

а) признанным в установленном настоящим Федеральным законом порядке временно не годными к военной службе по состоянию здоровья, - на срок до одного года;
б) занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением органа государственной службы медико - социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) или являются инвалидами первой или второй группы, достигли пенсионного возраста по старости или не достигли возраста 18 лет;
в) имеющим ребенка, воспитываемого без матери;
г) имеющим двух и более детей;
д) имеющим ребенка в возрасте до трех лет;
е) мать (отец) которых кроме них имеет двух и более детей в возрасте до восьми лет или инвалида с детства и воспитывает их без мужа (жены);
ж) поступившим на работу по специальности непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования на условиях полного рабочего дня в государственные организации, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, - на время этой работы;
з) окончившим государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и проходящим службу в органах внутренних дел, федеральных органах налоговой полиции и таможенных органах Российской Федерации, а также обучающимся в образовательных учреждениях указанных органов или окончившим данные образовательные учреждения и получившим специальные звания, - на время службы в этих органах.



Какое наказание предусмотрено за уклонение от прохождения военной службы?

Уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет (ч. 1 ст. 328 УК РФ).

14. ПЕРЕЧЕНЬ ВОИНСКИХ ЗВАНИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Состав военнослужащих Воинские звания:
войсковые корабельные
Солдаты и матросы Рядовой (курсант) Ефрейтор Матрос (курсант) Старший матрос
Сержанты и старшины Младший сержант Сержант Старший сержант Старшина Старшина 2 статьи Старшина 1 статьи Главный старшина Главный корабельный старшина
Прапорщики и мичманы Прапорщик Старший прапорщик Мичман Старший мичман
Младшие офицеры Младший лейтенант Лейтенант Старший лейтенант Капитан Младший лейтенант Лейтенант Старший лейтенант Капитан-лейтенант
Старшие офицеры Майор Подполковник Полковник Капитан 3 ранга Капитан 2 ранга Капитан 1 ранга
Высшие офицеры Генерал-майор Генерал-лейтенант Генерал-полковник Генерал армии Маршал Российской Федерации Контр-адмирал Вице-адмирал Адмирал флота

15. Виды войск Вооруженных сил Р.Ф.

Сухопутные войска

Военно-космические силы

Военно-морской флот

16. Рода войск Вооруженных сил Р.Ф. (подробности на официальном сайте Министерства обороны)

Ракетные войска стратегического назначении

Воздушно-десантные войска

Военно-воздушные силы

Указом Президента Российской Федерации (РФ) от 16 июля 1997 г. определено формирование нового вида Вооруженных Сил (ВС) на базе существовавших Войск противовоздушной обороны (ПВО) и Военно-воздушных сил (ВВС). Это потребовало от Главных штабов в переходный период интенсивной деятельности по проведению структурных изменений в организации системы управления и создаваемых группировках войск. К 1 марта 1998 г. на базе органов управления Войск ПВО и ВВС было сформировано управление Главнокомандующего ВВС и Главный штаб ВВС, а Войска ПВО и ВВС объединены в новый вид ВС РФ – ВВС.

ВВС РФ предназначены для:

· отражения агрессии в воздушной сфере и защиты от ударов с воздуха пунктов управления высших звеньев государственного и военного управления, административно-политических центров, промышленно-экономических районов, важнейших объектов экономики и инфраструктуры страны и группировок войск (сил);

· поражения объектов и войск противника с применением как обычных, так и ядерных средств поражения;

· авиационного обеспечения боевых действий войск (сил) других видов и родов войск.

ВВС включают в себя: авиацию, зенитные ракетные и радиотехнические войска, являющиеся родами войск ВВС, а также специальные войска (разведывательные, связи, радиотехнического обеспечения и автоматизированных систем управления, радиоэлектронной борьбы, инженерные, РХБЗ, топогеодезические, поиска и спасания, метеорологические, воздухоплавательные, материально-технического обеспечения), части, подразделения охраны органов военного управления, медицинские и другие организации.

По своему предназначению и решаемым задачам авиация ВВС подразделяется на дальнюю, фронтовую, военно-транспортную и армейскую авиацию, которые, в свою очередь, могут иметь в своем составе бомбардировочную, штурмовую, истребительную, разведывательную, транспортную и специальную авиацию.

Основу боевого состава ВВС составляют авиационные базы и бригады Воздушно-космической обороны.

Сухопутные войска

Сухопутные войска (СВ)– наиболее многочисленный и разнообразный по вооружению и способам боевых действий вид Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ), предназначенный для отражения агрессии противника на континентальных театрах военных действий, защиты территориальной целостности и национальных интересов РФ.

Вопросы для конкурса «Я гражданин» 2017 год.

1. Каким документом закреплены государственные символы России ?

Кто является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации?