Особенности ресоциализации. Ресоциализация и десоциализация: что это такое

Как уже отмечалось, социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Они помечают важнейшие вехи в биографии человека, которые вполне могут служить качественными этапами становления социального "Я": поступление в вуз (цикл студенческой жизни), женитьба (цикл семейной жизни), выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), служба в армии (армейский цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл). Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, с приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни. Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа, получивших в социологии названия десоциализация и ресоциализация.

Десоциализация и ресоциализация – две стороны одного процесса: взрослой, или продолженной, социализации.

Десоциализация – это утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм, социальных ролей, привычного

образа жизни. Она может быть короткой и длительной, более интенсивной и менее интенсивной, добровольной и принудительной. Поведение человека в толпе – яркий пример десоциализации. Люди теряют человеческий облик и то, чему они научились в общественной жизни. Личность нивелируется, индивидуальность растворяется в безликой и агрессивной массе. В толпе теряют значение индивидуальные и статусные различия, действующие в обычных условиях нормы и табу.

В зависимости от причин, ее вызвавших, десоциализация влечет принципиально различные последствия для личности.

В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, никаких резких изменений в его жизни не происходит, исключая развод или смерть родителей, продолжение воспитания в интернате или в детском доме. Его социализация проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм. Первое крупное изменение происходит только со вступлением во взрослую жизнь. Хотя процесс социализации продолжается и в этом возрасте, он существенно меняется. Теперь на первый план выходят десоциализация (отвержение старого) и ресоциализация (обретение нового).

Проявлениями десоциализации служат деклассирование и люмпенизация населения. Ярким примером десоциализации является совершение преступления , под которым понимается нарушение наиболее значимых норм и посягательство на наиболее охраняемые ценности. Совершение преступления уже свидетельствует об определенной степени десоциализации субъекта: этим он демонстрирует свой отказ от базовых ценностей общества.

Объективная возможность десоциализации осужденных обусловлена комплексом взаимосвязанных факторов, присущих в полной мере только наказанию в виде лишения свободы, а именно: принудительной изоляцией индивидов от общества; включением их в однополые группы на уравнительных началах; жесткой регламентацией поведения во всех сферах жизнедеятельности.

Видный американский социолог Ирвинг Гоффман, тщательно изучивший эти, как он выразился, "тотальные институты", выделил следующие признаки ресоциализации в экстремальных условиях :

  • 1) изоляция от внешнего мира (высокие стены, решетка, спецпропуска и т.п.);
  • 2) постоянное общение с одними и теми же людьми, с которыми индивид работает, отдыхает, спит;
  • 3) утрата прежней идентификации, которая происходит через ритуал переодевания (сбрасывание гражданской одежды и облачение в спецформу);
  • 4) переименование, замена старого имени на "номер", и получение статуса ("солдат", "заключенный", "больной");
  • 5) замена старой обстановки на новую, обезличенную;
  • 6) отвыкание от старых привычек, ценностей, обычаев и привыкание к новым;
  • 7) утрата свободы действий.

При попадании в экстремальные социальные условия человек может не просто десоциализироваться, но и нравственно деградировать, поскольку то воспитание и та социализация, которые человек получил в детстве, не могли подготовить его к выживанию в подобных условиях. Именно с такими условиями сталкиваются те, кто попадает в концентрационные лагеря, тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, а в некоторых случаях и проходящие службу в армии. Систематическое уничижение личности, физическая расправа вплоть до реальной угрозы жизни, рабский труд, жестокость наказаний ставят людей на грань физического выживания.

При тюремной десоциализации человек морально опускается и отчуждается от мира настолько, что возвращение его в общество часто невозможно. Показателем того, что в данном случае мы имеем дело с десоциализацией (отвыканием от жизни в нормальном обществе), а нс с ресоциализацией (восстановлением навыков жизни в нормальном обществе), служат рецидивы (повторные преступления), возвращение к тюремным нормам и привычкам после освобождения.

Ресоциализация означает усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. В зарубежной литературе под этим понимается замещение старых образцов поведения и установок новыми по мере перехода от одной стадии жизненного цикла к другой. Ресоциализация – это процесс повторного прохождения социализации. Взрослый человек вынужден проходить его в тех случаях, когда оказывается в чуждой культуре. В таком случае он обязан, будучи уже взрослым, учиться элементарным вещам, которые местные жители знают с детства.

Например, увольнение в запас, по существу, представляет собой процесс ресоциализации, так как приходится отказываться от одних ценностных ориентиров и привыкать к другим, существенно отличающимся от старых. Как показывают эмпирические данные, процесс адаптации семей профессиональных военных к гражданской жизни является тяжелым и болезненным.

Уголовное наказание одной из главных целей имеет ресоциализацию преступников (цель исправления). Причем ресоциализацию преднамеренную и плановую, поскольку, к примеру, администрация колонии для несовершеннолетних преступников намеревается перевоспитать молодого человека, создавая ему возможности получить образование, которого у него прежде не было, оплачивает работу педагогов и психологов. Ресоциализация является и одним из основных направлений профилактики рецидивной преступности. Чтобы уменьшить вероятность совершения повторного преступления, необходимо нейтрализовать отрицательные последствия лишения свободы, облегчить адаптацию освобожденных к условиям свободной жизни. Оказывая помощь в трудовом и бытовом устройстве, восстановлении социально-полезных связей, государственные органы и общественные организации способствуют ресоциализации отбывших наказание. Если процесс ресоциализации протекает нормально, вероятность рецидива преступлений резко снижается.

Таким образом, ресоциализация и десоциализация – это два состояния, или формы проявления, социализации. Первая говорит о переобучении в новых социальных условиях (эмиграция в другую страну). Вторая свидетельствует об утрате ранее приобретенного социального опыта в экстремальных условиях (заключение в тюрьму). Та и другая могут быть глубокими (вызывать деградацию личности) и поверхностными (сопровождают нормальные жизненные циклы человека).

Вопросы эффективности ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы

Issues of effectiveness of resocialization of persons released from places of deprivation of liberty

Аннотация . В данной статье рассмотрена одна из наиважнейших проблем отечественного уголовного права – эффективность ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Кроме этого, в статье рассмотрены этапы ресоциализации, их значение и эффективность в современной российской действительности.

Annotation . This article examines one of the most important problems of domestic criminal law — the effectiveness of resocialization of persons released from places of deprivation of liberty. In addition, the article examines the stages of resocialization, their significance and effectiveness in contemporary Russian reality.

Ключевыеслова: социальная адаптация, ресоциализация, осужденные, освобожденные, досрочное освобождение.

Keywords: Social adaptation, resocialization, convicts, freed, early release.

В настоящее время, осужденные, отбывшие наказание в местах лишения свободы, воспринимаются обществом как отверженные. Это выражено в проблемах с поиском официальной работы, созданием семьи и в негативном отношении к осужденным как со стороны государственных служащих, так и со стороны граждан.

Основную группу лиц, нуждающихся в социальной адаптации, образуют лица, освобожденные из исправительных учреждений. Оказывать содействие таким лицам необходимо, в первую очередь, в интересах общества, чтобы освобожденные не вернулись к прежней преступной жизни и не представляли угрозу для общества.

Ресоциализация лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, является одной из главных проблем отечественной криминологии, поскольку она демонстрирует, насколько процесс воспитательного воздействия был эффективным. Соблюдение требований закона досрочно освобожденным является важнейшим критерием результативности института условно-досрочного освобождения и адаптационных мер государственных органов. В связи с этим в качестве заключительного этапа нейтрализации преступности следует считать не меры исполнения наказания, а процесс закрепления результатов исправительного и воспитательного воздействия, организации контроля за освобожденными из мест лишения свободы.

В этом случае, задача государства в минимизации вреда от изоляции человека и создании условий для продуктивной адаптации освобожденных к жизни в социуме. Как показывает опыт иностранных государств, программы социальной реабилитации освобожденных из исправительных учреждений позволяют человеку жить с семьей, поддерживать хорошие отношения, платить налоги и т.д. Вместе с этим, они обеспечивают тот же уровень безопасности общества, как и исправительное учреждение. По крайней мере, правонарушители не становятся хуже при значительно меньших затратах государства и с меньшим количеством побочных эффектов.

Ресоциализация — это процесс воздействия на осужденных и лиц, освобожденных из исправительных учреждений с целью ликвидации негативных последствий их изоляции и включения в общество, состоящий из подготовки к освобождению в исправительном учреждении и социальной адаптации после него.

Изучая процесс ресоциализации досрочно освобожденных от отбывания лишения свободы, можно констатировать, что начинается он задолго до освобождения осужденного и состоит из двух последовательных, взаимосвязанных этапов: подготовки осужденного к жизни на свободе в период отбывания наказания в ИУ и помощи в социальной адаптации после освобождения.

Основная задача проведения первого этапа ресоциализации осужденных — снять или минимизировать негативные последствия, вызванные изоляцией человека от общества и подготовить его к предстоящему освобождению. Недостатком этого этапа ресоциализации является то, что администрация исправительного учреждения не всегда успевает подготовиться к выходу осужденного на свободу: не подготовлены документы, не решен вопрос с местом жительства, местом работы после освобождения и т.д. Для администрации досрочное освобождение, как ни странно, оказывается довольно неожиданным. Поэтому в отношении лиц, которые могут подать ходатайство в суд об условно-досрочном освобождении, всю подготовительную работу необходимо проводить за 2-3 месяца до момента представления ходатайства независимо от решения суда по данному вопросу, поскольку осужденному могут отказать в его досрочном освобождении.

На процесс социальной адаптации освобожденных от наказания влияет множество обстоятельств: эффективность исполнения наказания в виде лишения свободы; моральная, психологическая и организационная подготовка осужденных к освобождению; осознанное усвоение осужденными новых социальных ролей после освобождения от наказания; восстановление социально полезных связей, правового статуса гражданина. К сожалению, на сегодняшний день перечисленные обстоятельства все еще имеют, так сказать, негативную окраску, характеризуются знаком «минус». Это результат деформации правовых институтов, административно-силового характера формирования уголовно-исполнительной политики. Отторжение осужденного от общества продолжается иногда долгие годы, даже после освобождения от отбывания наказания. Государство лишь констатирует рост рецидивной преступности среди освобожденных из мест лишения свободы, а правильные слова о необходимости реабилитации часто остаются лишь на бумаге. Амнистии, которые применяются, помилования, смягчения требований правил внутреннего распорядка уголовно-исполнительных учреждений, условно-досрочное освобождение, демонстрируя гуманные возможности уголовно-исполнительной политики, вместе с тем оставляют незыблемым ее фундамент, заложенный еще в прошлые годы. В этой связи восстановление социальных связей осужденных должно быть предпосылкой успешной адаптации освобожденных от отбывания наказания. В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными прямо указывается, что подготовка осужденного к освобождению — это длительный процесс, который начинается с первого дня заключения. Результаты работы по адаптации осужденных к жизни в обществе зависят от тщательного планирования этой работы и продолжительности контактов с осужденными.

Сложность проблемы заключается в том, что, освободившись из колонии, осужденные попадают в ту же микросреду, которая не позволяет реализоваться их глубинной положительной ориентации, заложенной в стенах ИУ. Результаты криминологических исследований свидетельствуют о том, что общеобразовательный уровень осужденных существенно влияет на формирование их интересов и потребностей: осужденные с более высоким уровнем образования, как правило, проявляют и больший интерес к продолжению обучения, заинтересованность в работе самодеятельных организаций, проведении культурно-воспитательных мероприятий, они испытывают потребность в литературе, более добросовестно относятся к труду, к получению специальности, повышению своей квалификации, среди них снижается число лиц, которые систематически употребляют спиртные напитки и др. Высокий уровень образования, как правило, дает возможность освобожденному правильно оценивать жизненные ситуации и принимать верные решения.

После выхода на свободу лица, досрочно освобожденные, как и все освобожденные вступают в новый этап ресоциализации — социальную адаптацию. Совершение лицом правонарушений свидетельствует о неудачно складывающемся процессе его социализации, нарушении отношений с социальной средой. От того, насколько быстро осужденные включатся в нормальную жизнь общества и освоят новые социальные роли, зависит вероятность возвращения их к преступному образу жизни. Практика показывает, что процесс адаптации осужденных продолжается в течение шести месяцев после освобождения.

Второй этап ресоциализации освобожденных должен выполнять такие задачи, как: исключение или нейтрализация неблагоприятного воздействия окружающей социальной среды; восстановление и укрепление положительных связей с семьей осужденного; трудоустройство осужденного; бытовое устройство по месту жительства; контроль специализированного государственного органа за выполнением условий досрочного освобождения.

Представляется, что все из перечисленных задач социальной адаптации должны выполняться одним специализированным государственным органом при содействии местных администраций городов и районов, а также попечительских обществ.

Полагаю, что уголовно-исполнительные инспекции и должны стать такими специализированными государственными органами. На них в частности могут быть возложены функции по координации деятельности всех органов и служб по социальной адаптации освобожденных условно-досрочно. Одним из условий успешной социальной адаптации освобожденных из исправительных учреждений является преемственность в проводимой работе по их ресоциализации. Она обеспечивается организационным взаимодействием всех органов и общественных организаций по ресоциализации освобожденных от наказания.

Российская Федерация в современных кризисных условиях развития экономики, социальной сферы и сферы труда не способна пойти на создание на всей ее территории новых структур, требующих государственного финансирования. Целесообразнее и экономичнее реформировать уже имеющиеся органы, увеличив их штат и возложив на них новые обязанности. Для успешной социальной адаптации лиц, освобожденных досрочно, предлагается передача в ведение уголовно-исполнительных инспекций специальных жилых общежитий для временного размещения в них лиц, освобожденных условно-досрочно и не имеющих прочных положительных социальных связей, небольшие производства для трудоустройства нуждающихся.

Таким образом, эффективность ресоциализации лиц, освобожденных досрочно или по отбытии наказания, во многом зависит от качества подготовительной работы в исправительном учреждении и реальной помощи освобожденному в социальной адаптации после освобождения. В настоящий момент необходимо закладывать правовые основы ресоциализации лиц, освобожденных от наказания, в том числе и досрочно, определить основные принципы проведения такой деятельности. В частности, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. предусматривает создание в РФ государственной службы пробации, обеспечивающей социально-психологическое сопровождение лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и оказание помощи в адаптации освобожденных к нормальным условиям общежития. Необходимо на законодательном уровне урегулировать не сам процесс социальной адаптации, а конкретную деятельность органов и организаций, направленную на обеспечение успешного протекания сложного психологического процесса ресоциализации.

Список источников

  1. Бриллиантов А. Уголовно-исполнительное право в вопросах, ответах и схемах: учебное пособие. – М., Проспект (ТК Велби), 2009 – С. 179.
  2. Потоцкий Н.К. Значение норм уголовного и уголовно-исполнительного права как инструментов обеспечения предупреждения преступлений //Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. №5 – С. 13-18
  3. Селиверстова В.И. Уголовно-исполнительное право: Учебник – М., Проспект, 2009 – С. 492
  4. Краткий курс по уголовно-исполнительному праву: учеб. пособие / Л. В. Смолина. — М., Изд-во Окей-книга, 2015. — С. 122
  5. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учебник/Под ред. И. Л. Трунова. — М., Изд-во Эксмо, 2014. — С. 675

Сейчас процесс исправления и ресоциализации осужденных осуществляется в одиннадцати специальных воспитательных колониях, из которых десять предназначено для содержания лиц мужского пола и одна - женского пола. Воспитательные колонии расположены в разных регионах страны от Ковеля (Волынской обл.) до Павлодара (Днепропетровской обл.). Несовершеннолетние лица женского пола отбывают наказание в Мелитопольской воспитательной колонии Запорожской обл.

Для достижения цели исправления и ресоциализации несовершеннолетних в воспитательных колониях ДКВС Украины действует комплексная система мер, которая призвана обеспечить:

  • надлежащие условия жизни осужденных, совместимые с человеческим достоинством и нормами, которые приняты в обществе;
  • развитие у осужденных чувства самоуважения к себе и окружающим путем минимизации негативных последствий лишения свободы;
  • поддержание социально полезных связей с родными и близкими для них людьми;
  • получение образования и профессиональных навыков, что поможет им включиться в общественную жизнь после освобождения

Комплексная система мероприятий, кроме того, предусматривает обязательное привлечение к этому процессу всех сотрудников воспитательной колонии, но основная нагрузка по выполнению мер исправления и ресоциализации осужденных возложена на социально-психологическую службу, педагогов и психологии.

Важная роль в исправлении ресоциализации осужденных отводиться международным стандартам и практике исполнения и отбывания наказаний несовершеннолетними в зарубежных странах. Изучение пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних в Нидерландах позволяет заметить, что в Украине происходят первые положительные сдвиги в гуманизации процесса отбывания наказаний несовершеннолетними осужденными. Наряду с этим, формальное перекладывание некоторых форм и методов исправления и ресоциализации осужденных в зарубежных странах на украинский воспитательные колонии не происходят в сознании самих осужденных.

Процесс исправления и ресоциализации осужденных не может быть эффективным, если к осужденным несовершеннолетним не применять меры поощрения и взыскания соответствии с нормами Уголовно-исполнительного кодек КСУ Украине общий порядок поощрения осужденных предусмотрен в ст 130, а взыскания - в ст 132 УК Украины Что касается несовершеннолетних, то порядок поощрения и взыскания регламентирован ст 144,145 КВ К Украины.

Статья 6. Исправление и ресоциализация осужденных и их основные средства

1. Исправление осужденного - процесс позитивных изменений, которые происходят в его личности и создают у него готовность к самоуправляемой правопослушного поведения.

2. Ресоциализация - сознательное восстановление осужденного в социальном статусе полноправного члена общества;возвращение его к самостоятельной общепринятой социально-нормативной жизни в обществе.

Необходимым условием ресоциализации является исправление осужденного.

3. Основными средствами исправления и ресоциализации осужденных является установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), общественно полезный труд, социально-воспитательная работа, общеобразовательное и профессионально-техническое обучение, общественное влияние.

4. Средства исправления и ресоциализации осужденных применяются с учетом вида наказания, личности осужденного, характера, степени общественной опасности и мотивов совершенного уголовного преступления и поведения осужденного во время отбывания наказания.

Комментарий:

Комментируя данную статью, следует отметить, что исправление и ресоциализации осужденных имеет давнюю историю. Эта проблема изучалась с позиции уголовного, уголовно-исполнительного права, пенитенциарной педагогики и психологии в трудах многих ученых, однако единой точки зрения относительно указанных сроков не существует. Одни авторы считают их синонимами, другие - совершенно разных, не однорядными понятия. В науке уголовно-исполнительного права исправление и ресоциализация рассматривается как одно из направлений деятельности органов и учреждений исполнения наказания, способствует воспитанию у осужденных социально адекватных качеств, является внутренним процессом положительных изменений в личности осужденного и его сотрудничеством с персоналом органов и учреждений исполнения наказаний, восстановление и развития социально полезных связей и отношений как в период отбывания наказания, так и после освобождения, и охватывает три составляющие:

Цель наказания;

Деятельность органов и учреждений, исполняющих наказания;

Процесс коррекции личности осужденного и изменений в его личности под влиянием системы воспитательных мероприятий;

Результат работы органов и учреждений исполнения наказания.

Закрепление в Уголовно-исполнительном кодексе дифениций "исправления" и "ресоциализация" существенно повлияло на дискуссию по этому поводу. Исправление осужденного рассматривается законодателем как процесс позитивных изменений, которые происходят в его личности и создают у него готовность к самоуправляемой правопослушному поведения позволяет реализоваться соответствующей цели уголовно-исполнительного закона.

Ресоциализация - сознательное восстановление осужденного в социальном статусе полноправного члена общества; возвращение его к самостоятельной общепринятой социально-нормативной жизни в обществе.Необходимым условием ресоциализации является исправление осужденного.

Таким образом, исправление и ресоциализация - это ключевые категории для применения большого количества норм уголовно-исполнительного закона, под которыми следует понимать комплекс государственных и негосударственных мероприятий, определенных уголовно-исполнительным законодательством, другими нормативно-правовыми актами в сфере исполнения и отбывания наказаний, путем коррекционного воздействия на сознание лиц, осужденных за совершение преступлений, для достижения основной цели наказания - казни.

Основными средствами исправления и ресоциализации осужденных является установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), общественно полезный труд, социально-воспитательная работа, общеобразовательное и профессионально-техническое обучение, общественное влияние. Кратко охарактеризуем каждый из этих средств.

Режим в исправительных и воспитательных колониях - это установленный законом и другими нормативно-правовыми актами порядок исполнения и отбывания наказания, обеспечивающий: изоляцию осужденных;постоянный надзор за ними; выполнения возложенных на них обязанностей; реализацию их прав и законных интересов; безопасность осужденных и персонала; раздельное содержание разных категорий осужденных;различные условия содержания осужденных в зависимости от вида колонии; изменение условий содержания осужденных.

Режим в колониях должен сводить к минимуму разницу между условиями жизни в колонии и на свободе, что способствует повышению ответственности осужденных за свое поведение и осознанию человеческого достоинства.

К средствам обеспечения режима Уголовно-исполнительный кодекс Украины относит технические средства надзора и контроля, администрация колонии имеет право использовать (аудиовизуальные, электронные и иные технические средства для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного законодательством порядка отбывания наказания, получения необходимой информации о поведении осужденных).

Администрация колонии обязана сообщить осужденных о применении технических средств надзора и контроля.

Перечень технических средств надзора и контроля и порядок их использования определяются нормативно-правовыми актами центрального органа исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний.

Режим особых условий в колониях предусмотрен в случаях стихийного бедствия, эпидемий, аварий важных для жизнеобеспечения систем, массовых беспорядков, проявлений групповой неповиновения осужденных или в случае возникновения реальной угрозы вооруженного нападения на колонию, или в связи с введением чрезвычайного или военного положения в районе расположение колонии усиливается охрана, надзор за осужденными, осуществляются другие дополнительные режимные мероприятия.

Работа осужденных к лишению свободы. Осужденные к лишению свободы должны работать в местах и на работах, определяемых администрацией колонии. Осужденные привлекаются к общественно полезному труду с учетом имеющихся производственных мощностей, учитывая при этом пол, возраст, работоспособность, состояние здоровья и специальность. Осужденные привлекаются к труду, как правило, на предприятиях, в мастерских колоний, а также на государственных или других форм собственности предприятиях при условии обеспечения их надлежащей охраны и изоляции.

Социально-воспитательная работа с осужденными организуется в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических принципов и методов. В органах и учреждениях исполнения наказаний проводится нравственное, правовое, трудовое, эстетическое, физическое, санитарно-гигиеническое воспитание осужденных, а также другие его виды, способствующие становлению их на жизненную позицию, которая отвечает правовым нормам и требованиям общественно полезной деятельности.

Общеобразовательное и профессионально-техническое обучение осужденных к лишению свободы обеспечивается в соответствии с законами Украины "Об образовании" и "Об общем среднем образовании" с целью доступности и бесплатности получения полного общего среднего образования.

Осужденным готовы повышать свой общеобразовательный уровень, независимо от возраста создаются условия для самообразования, предоставляется возможность обучения в общеобразовательных учебных заведениях колоний, создаются местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в соответствии с потребностью в них и при наличии необходимой материально-технической и научно методические базы, педагогических кадров в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

В воспитательных колониях образуются средние общеобразовательные школы трех степеней. Осужденные, которые учатся в них, учебниками, тетрадями и письменными принадлежностями обеспечиваются бесплатно.

Для осужденных, не имеющих рабочей профессии, по которой они могут быть трудоустроены в данной колонии, обязательной является подготовка на курсах профессионального обучения рабочих на производстве.

Общественный контроль как средство исправления и ресоциализации осужденных. Общественный контроль за лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания, а также воспитательная работа с ними организуются наблюдательными комиссиями и осуществляются общественными организациями и трудовыми коллективами по месту работы или учебы и по месту жительства этих лиц.

Наблюдательные комиссии, службы по делам несовершеннолетних, центры социальных служб для молодежи, а также общественные организации и трудовые коллективы могут выделять своих представителей и поручать им с их согласия систематическое проведение воспитательной работы и осуществление контроля за поведением лиц, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания.

В соответствии с частью 4 статьи 6 коммент средства исправления и ресоциализации осужденных применяются с учетом вида наказания, личности осужденного, характера, степени общественной опасности и мотивов совершенного преступления и поведения осужденного во время отбывания наказания.

Работа осужденных к лишению свободы и ее социальные аспекты. ст. 123

Статья 123 . Социально-воспитательная работа с осужденными к лишению свободы

1. Социально-воспитательная работа - целенаправленная деятельность персонала органов и учреждений исполнения наказаний и других социальных институтов для достижения цели исправления и ресоциализации осужденных.

Социально-воспитательная работа направлена на формирование и закрепление у осужденных стремления к занятию общественно полезной деятельностью, добросовестного отношения к труду, соблюдение требований законов и других принятых в обществе правил поведения, повышения их общеобразовательного и культурного уровней.

2. Участие осужденных в воспитательных мероприятиях, которые проводятся в колониях, учитывается при определении степени их исправления, а также при применении мер поощрения и взыскания.

3. Распорядком дня колоний могут быть предусмотрены воспитательные мероприятия, участие в которых для осужденных обязательно.

4. Стимулирование правопослушного поведения осужденных осуществляется при помощи программ дифференцированного воспитательного воздействия с учетом их поведения, психического состояния и степени социальной запущенности.

5. Программы дифференцированного воспитательного воздействия на осужденных должны учитывать возможности воспитательной функции режима отбывания наказания, общеобразовательного и профессионально-технического обучения, мер поощрения и взыскания, применяемые к лицам, лишенным свободы, самодеятельных организаций осужденных, общественных, благотворительных и религиозных организаций, а также привлечения осужденных к самовоспитанию.

Понятие, которое охватывается словом «социализация», содержит в себе процесс соединения с обществом. Вся суть этого явления заключается в усвоении личностью ценностей, ролей и норм, которые одобряются большинством людей. Понятию «социализация» противостоят два других. Их наименования образованы с помощью прибавления приставок. Такими являются «десоциализация» и «ресоциализация». 1-ое из их значит такие процессы, при которых личностью усваиваются антиобщественные и антисоциальные ценности и нормы. При всем этом человек приобретает нехорошие установки и стереотипы поведения. Это приводит к дестабилизации и деформации публичных связей.

Механизм десоциализации

Почему же человеком выбирается антиобщественный путь? На начальном шаге это происходит неосознанно. Малыши и дети перенимают манеры поведения тех взрослых, которые ведут асоциальный стиль жизни. При всем этом они удовлетворяют свое желание получить одобрение от этой отрицательной микросреды. К тому же так, по их понятиям, они резвее становятся взрослыми. В таком случае негативной микросредой над личностью осуществляется соц контроль. При всем этом дети либо малыши получают похвалу, одобрение и поддержку, если встали на путь антиобщественного поведения. Трудолюбие, милосердие и доброта в таковой среде просто высмеиваются.

Весь процесс десоциализации время от времени осуществляется стихийно. Но в неких случаях его проводят преднамеренно. Примером тому может служить воспитание у подростков криминального поведения для вовлечения их в нелегальную деятельность. При всем этом обширно употребляется механизм наказаний и поощрений.

Путь исправления

К личности, которая встала на антиобщественный путь поведения, разными муниципальными институтами общественного контроля применяется ресоциализация. Это понятие значит определенный вид конфигураций, происходящих в человеке, которые позволяют принять тип поведения, кардинально отличающийся от прежнего. В данном случае приставка «ре-» значит разрушение и демонтаж негативных ценностей и норм, которые были усвоены личностью. В процессе этого процесса происходит принятие человеком тех положительных понятий, которые одобряются обществом.

Внедрение термина

Понятие «ресоциализация» довольно обширно употребляется не только лишь представителями социальной психологии и социологии. Упоминают этот термин также юристы и преподаватели. Касается он соц мер, которые используются обществом к людям, вставшим на преступный путь.

В педагогике ресоциализация - это усвоение новых способностей и ценностей, которые должны поменять прежние устаревшие либо недостаточно усвоенные. Весь этот процесс направляется на лиц, имеющих разные виды отклоняющегося поведения. Цель, которую преследует ресоциализация, – это восстановление утраченного общественного статуса, также переориентация негативных установок. Решение данной задачки кроется в положительном отношении педагогически направленной среды к личности.

«Ресоциализация осужденных» - это термин, который употребляют юристы при решении заморочек уголовно-исполнительной политики. Применяется он к молодежи. При всем этом отмечается, что у субъектов юного возраста способность к ресоциализации выше, чем у представителей старшего поколения. Для молодежи этот термин может означать не сам процесс, а его итог.

Кем осуществляется ресоциализация?

Вступление личности на путь антиобщественного развития фиксируется институтами, которые производят соц контроль. При всем этом ими же и могут быть приняты надлежащие меры ресоциализации. В этом процессе участвуют учебные, воинские и трудовые коллективы, школа и семья, публичные организации, также правоохранительные органы в лице собственных профилактических структур. Часто ресоциализация личности проводится без лишения свободы. Но при совершении человеком социально небезопасного деяния к нему могут быть приняты более жесткие меры. В таком случае по приговору суда он отчаливает в места лишения свободы. При всем этом ресоциализация - это определенный шаг, призванный вернуть социально полезные связи личности с обществом. В процессе данного процесса должны быть разрушены асоциальные роли и поведение, также закреплены положительные эталоны соц ценностей. Особыми институтами, которые производят процесс ресоциализации в этом случае, являются последующие:

– воспитательно-трудовые колонии, где содержатся несовершеннолетние;

– исправительно-трудовые колонии;

– кутузки.

Основная задачка, которую призваны решать данные социальные университеты, – это перевоспитание и исправление осужденных, другими словами ресоциализация.

Острота задачи

Тему ресоциализации связывают не только лишь с теми, кто сделал уголовно наказуемые деяния. Она касается и других категорий людей. Так, огромное значение для общества имеет ресоциализация наркозависимых, нездоровых, также тех, кто пережил стресс во время природных бедствий, боевых действий либо аварий.

Таким людям нужна не только лишь соц помощь. Для проведения обычного процесса ресоциализации пригодится психотерапия, психокоррекция (аутотренинг и пр.). Социальной адаптации таких людей ждать не следует, если не будет снята чувственная напряженность личности.

Работа по ресоциализации

Социальной реабилитацией в странах Западной Европы занимаются общества милосердия и разные фонды, Армия спасения, Церковь и т. п. Подобная работа в Рф проводится реабилитационными центрами. В связи с этим появляется необходимость ускоренного развития таковой гуманистической психологии, которая была бы нацелена на нужды данной социальной практики.

Стоит сказать о том, что необходимость в социальной адаптации существует фактически у каждого человека. При всем этом положительные результаты возникают только при снятии чувственного напряжения.

Заключение

В биографии человека есть определенные актуальные циклы. Это периоды, которые отделяют друг от друга принципиальные вехи. В каждом новеньком цикле происходит смена соц ролей, приобретается новый статус. Часто актуальные этапы характеризуются отказом от прежнего окружения и привычек, дружественных контактов, переменами обычного распорядка. При переходе на новейшую ступень человек вступает в новый цикл. При всем этом ему приходится повсевременно переобучаться. Данный процесс распадается на два шага, которые имеют особенные наименования. Когда происходит отучение человека от прежних норм, ценностей, правил поведения и ролей, молвят о десоциализации личности. На последующем шаге происходит обучение. Оно позволяет приобрести новые роли, правила поведения и ценности взамен старенькых. Данный процесс носит заглавие ресоциализации, которая может быть так глубока, что приводит к конструктивным изменениям стиля жизни.

Примером тому может служить российский эмигрант, который, попав в Америку, оказывается в совсем новейшей, многосторонней и богатой культуре. Личности приходится отрешаться от старенькых норм и традиций, что происходит под воздействием нового актуального опыта.

Понятие, которое охватывается словом «социализация», включает в себя процесс соединения с обществом. Вся сущность этого явления заключается в усвоении личностью ценностей, ролей и норм, которые одобряются большинством людей. Понятию «социализация» противостоят два других. Их названия образованы при помощи добавления приставок. Таковыми являются «десоциализация» и «ресоциализация». Первое из них означает такие процессы, при которых личностью усваиваются антиобщественные и антисоциальные ценности и нормы. При этом человек приобретает негативные установки и стереотипы поведения. Это приводит к дестабилизации и деформации общественных связей.

Механизм десоциализации

Почему же человеком выбирается антиобщественный путь? На первоначальном этапе это происходит неосознанно. Дети и подростки перенимают манеры поведения тех взрослых, которые ведут асоциальный образ жизни. При этом они удовлетворяют свое желание получить одобрение от этой отрицательной микросреды. К тому же так, по их понятиям, они быстрее становятся взрослыми. В таком случае негативной микросредой над личностью осуществляется социальный контроль. При этом подростки или дети получают похвалу, одобрение и поддержку, если встали на путь антиобщественного поведения. Трудолюбие, милосердие и доброта в такой среде попросту высмеиваются.

Весь процесс десоциализации иногда осуществляется стихийно. Однако в некоторых случаях его проводят целенаправленно. Примером тому может служить воспитание у подростков преступного поведения для вовлечения их в незаконную деятельность. При этом широко используется механизм наказаний и поощрений.

Путь исправления

К личности, которая встала на антиобщественный путь поведения, различными государственными контроля применяется ресоциализация. Это понятие означает определенный вид изменений, происходящих в человеке, которые позволяют принять тип поведения, кардинально отличающийся от прежнего. В этом случае приставка «ре-» означает разрушение и демонтаж негативных ценностей и норм, которые были усвоены личностью. В ходе этого процесса происходит принятие человеком тех позитивных понятий, которые одобряются обществом.

Использование термина

Понятие «ресоциализация» достаточно широко используется не только представителями социальной психологии и социологии. Упоминают этот термин также юристы и педагоги. Касается он социальных мер, которые применяются обществом к людям, вставшим на криминальный путь.

В педагогике ресоциализация - это усвоение новых навыков и ценностей, которые должны заменить прежние устаревшие или недостаточно усвоенные. Весь этот процесс направляется на лиц, имеющих различные виды Цель, которую преследует ресоциализация, - это восстановление утраченного социального статуса, а также переориентация негативных установок. Решение данной задачи кроется в позитивном отношении педагогически ориентированной среды к личности.

«Ресоциализация осужденных» - это термин, который используют юристы при решении проблем уголовно-исполнительной политики. Применяется он к молодежи. При этом отмечается, что у субъектов молодого возраста способность к ресоциализации выше, чем у представителей старшего поколения. Для молодежи этот термин может означать не сам процесс, а его результат.

Кем осуществляется ресоциализация?

Вступление личности на путь антиобщественного развития фиксируется институтами, которые осуществляют социальный контроль. При этом ими же и могут быть приняты соответствующие меры ресоциализации. В этом процессе участвуют учебные, воинские и трудовые коллективы, школа и семья, общественные организации, а также правоохранительные органы в лице своих профилактических структур. Зачастую ресоциализация личности проводится без лишения свободы. Однако при совершении человеком социально опасного деяния к нему могут быть приняты более жесткие меры. В таком случае по приговору суда он отправляется в При этом ресоциализация - это определенный этап, призванный восстановить социально полезные связи личности с обществом. В ходе данного процесса должны быть разрушены асоциальные роли и поведение, а также закреплены позитивные образцы Специальными институтами, которые осуществляют процесс ресоциализации в данном случае, являются следующие:

Воспитательно-трудовые колонии, где содержатся несовершеннолетние;

Исправительно-трудовые колонии;

Основная задача, которую призваны решать данные - и исправление осужденных, то есть ресоциализация.

Острота проблемы

Тему ресоциализации связывают не только с теми, кто совершил уголовно наказуемые деяния. Она касается и других категорий людей. Так, большое значение для общества имеет ресоциализация наркозависимых, больных, а также тех, кто пережил стресс во время природных бедствий, боевых действий или аварий.

Таким людям нужна не только Для проведения нормального процесса ресоциализации понадобится психотерапия, психокоррекция (аутотренинг и пр.). Социальной адаптации таких людей ожидать не следует, если не будет снята эмоциональная напряженность личности.

Работа по ресоциализации

Социальной реабилитацией в странах Западной Европы занимаются общества милосердия и различные фонды, Армия спасения, Церковь и т. п. Аналогичная работа в России проводится реабилитационными центрами. В связи с этим возникает необходимость ускоренного развития такой которая была бы ориентирована на нужды данной социальной практики.

Стоит сказать о том, что необходимость в социальной адаптации существует практически у каждого человека. При этом положительные результаты появляются только при снятии эмоционального напряжения.

Заключение

В биографии человека существуют определенные жизненные циклы. Это периоды, которые отделяют друг от друга важные вехи. В каждом новом цикле происходит смена социальных ролей, приобретается новый статус. Нередко жизненные этапы характеризуются отказом от прежнего окружения и привычек, дружеских контактов, изменениями привычного распорядка. При переходе на новую ступеньку человек вступает в новый цикл. При этом ему приходится постоянно переобучаться. Данный процесс распадается на два этапа, которые имеют особые названия. Когда происходит отучение человека от прежних норм, ценностей, правил поведения и ролей, говорят о десоциализации личности. На следующем этапе происходит обучение. Оно позволяет приобрести новые роли, правила поведения и ценности взамен старых. Данный процесс носит название ресоциализации, которая может быть настолько глубока, что приводит к радикальным изменениям образа жизни.

Примером тому может служить русский эмигрант, который, попав в Америку, оказывается в совершенно новой, разносторонней и богатой культуре. Личности приходится отказываться от старых норм и традиций, что происходит под воздействием нового жизненного опыта.